В Редмонде уверены, что очень немногие пользователи Linux хотя бы раз просмотрели исходный код этой операционной системы
ДЖЕЙСОН МЭТЬЮСОУ: «Цена ПО обычно составляет не более 3-5% общей стоимости решения, затраты на управление и обслуживание — 60-70%. Мы считаем, что инновационные технологии, реализованные в продуктах семейства Windows, в конечном итоге позволяют значительно снизить затраты пользователей. У продуктов, которые предлагают наши конкуренты, таких возможностей меньше»

Придерживаясь стандартной коммерческой модели поставок программного обеспечения, корпорация Microsoft обычно считается «ни при чем», когда речь заходит о программных продуктах, распространяющихся с открытыми исходными текстами. Однако представители корпорации утверждают, что Microsoft вовсе не отвергает модель Open Source и при этом предлагаемые в рамках данной модели пакеты на самом деле ничуть не дешевле продукции разработчиков из Редмонда. В ходе недавней конференции Open Source Business Conference, проходившей в Сан-Франциско, мы встретились с менеджером программы Shared Source Initiative корпорации Microsoft Джейсоном Мэтьюсоу, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с данной программой, а также Windows и Linux.

Расскажите, пожалуйста, о Shared Source Initiative и о том, как она связана с Open Source. Кроме того, не могли бы вы привести несколько примеров продуктов, исходные коды которых распространяются в рамках программы Shared Source?

В рамках данной инициативы мы распространяем исходные коды Windows 2000, Windows XP, Windows Server 2003, включая все финальные и бета-версии этих продуктов, а также все сервисные пакеты. Подчеркну, речь идет не о каких-то небольших по объему программах, а о сотнях миллионов строк программного кода. Возможно, на сегодняшний день это самый крупный проект, связанный с распространением исходных текстов программ, по крайней мере по абсолютному объему. Конечно, кто-то может сказать, что это лишь благодаря размерам самих продуктов. Но давайте не будем забывать, что нам приходится поддерживать в своих решениях обратную совместимость с предыдущими поколениями приложений, добавляя новые функции по мере развития технологий. Я бы мог привести и другие аргументы в этом духе. Но давайте не будем отвлекаться. Необходимо подчеркнуть: мы предлагаем исходные тексты в качестве справочной информации, то есть вы можете просматривать код, но не можете его менять. Это другой тип лицензии — не Open Source, а Shared Source. Наша основная идея заключена именно в доступности исходных кодов.

Упомянув о справочной информации, вы имели в виду, что пользователи за нее не платят?

Нам они не платят ни цента. У них есть действующие контракты на поддержку и обслуживание, и, кроме того, они платят за программное обеспечение, получаемое в виде двоичных кодов. Но при этом исходные тексты программ они получают бесплатно. Кстати, наша инициатива Shared Source действует уже почти три года.

В своем выступлении на конференции вы заметили, что мало кто действительно хочет модифицировать исходные тексты.

Если вы проведете опрос среди пользователей Linux, то узнаете, что лишь очень немногие из них хотя бы раз просмотрели исходный код этой операционной системы, не говоря уже о попытках его изменить.

Один из топ-инженеров Microsoft в ходе мартовской выставки-конференции Software Development Conference & Expo West 2004 заявил, что движение Open Source ставит под угрозу индустрию разработки программного обеспечения, поскольку способствует появлению все большего числа свободно распространяемых программ. После этого многие припомнили, что и Microsoft бесплатно распространяет некоторые продукты, в частности Internet Explorer.

Я бы хотел сказать вот о чем: есть различие между распространением двоичных кодов программ и их исходных текстов. Не только Microsoft, но и многие другие компании время от времени предлагают пользователям бесплатные программы. Это делается для того, чтобы привлечь внимание ИТ-сообщества — разработчиков и пользователей. Вспомните, например, Doom. Первые три уровня этой игры в свое время любой мог получить бесплатно. Она просто покорила рынок, продемонстрировав во всей красе то, на что другие разработчики на тот момент были не способны. Но следующие уровни этой игры предлагались уже за деньги. Так и Microsoft какие-то программы распространяет бесплатно — чтобы заинтересовать сообщество. Это давняя традиция в нашей индустрии. Что же касается Open Source, то тут я бы обратил внимание именно на бизнес-модель. Да, разработчики вправе лицензировать свое программное обеспечение так, как они хотят. И бизнес-модель они также вольны выбирать по своему усмотрению. К чему она ведет или может привести — это другой вопрос.

И что же мы увидим в итоге? Если все начнут распространять программное обеспечение бесплатно, что будет с Microsoft и ее продуктами?

На самом деле эта «бесплатность» часто лишь кажущаяся. Разве ОС Linux сейчас ничего не стоит? Допустим, я намерен предложить кому-то коммерческую реализацию программы, любой программы. У меня есть возможности снизить риски, возникающие в рамках этой сделки. Естественно, я их изучаю. Проводилось ли совместное тестирование программного и аппаратного обеспечения? Имеются ли партнеры, которые осуществляют сервисное обслуживание предлагаемого решения? Обеспечена ли обратная совместимость с предыдущим поколением программных продуктов? Есть ли стратегические планы развития продукта или решения, доступные для ознакомления? Можно ли заключить контракт на поддержку с заданным уровнем обслуживания? Все эти вопросы могут мне задавать пользователи. Резонные вопросы, замечу. Если вы хотите использовать Red Hat Enterprise Linux Advanced Server с минимальным риском для своего предприятия, вы будете платить за серверные лицензии, согласитесь на проведение аудита и не станете менять исходный код. И это будет коммерческое соглашение между вами и Red Hat.

Хорошо, компания покупает продукты Red Hat, но ведь все равно она платит меньше, чем при приобретении лицензий на использование Windows, не так ли?

Мы считаем, что это не так. Все исследования, которые нами изучены, говорят, что фактически это не так и наши условия выгоднее для пользователей. Необходимо отталкиваться не от цены лицензии, а от общей стоимости владения даже не тем или иным продуктом, а решением в целом. Цена программного обеспечения обычно составляет не более 3-5% общей стоимости решения, затраты на управление и обслуживание — 60-70%. Мы считаем, что инновационные технологии, реализованные в продуктах семейства Windows, в конечном итоге позволяют значительно снизить затраты пользователей. У продуктов, которые предлагают наши конкуренты, таких возможностей меньше.

И вы не считаете, что свободно распространяемое программное обеспечение вытеснит коммерческие решения с рынка?

Нет, я так не считаю.