Fujitsu Siemens и Network Appliance предлагают рынку малого и среднего бизнеса ILM-решения корпоративного уровня
Тони Розвадовски: «Клиенту сегодня важно получить интегральное решение и наша задача состоит в том, чтобы предложить его»

По данным аналитиков, к 2005 году во всем мире ежедневно будет отправляться 36 млрд. электронных сообщений, это втрое больше, чем в 2001 году. Кроме обработки этого потока надо уметь еще хранить данные (сегодня реально используется менее 30%) и защищать полученные на их основе знания. То есть контролировать весь их жизненный цикл.

Собственно, идея Information Lifecycle Management (ILM) не нова, однако сегодня есть надежда, что лавинообразный рост объемов данных, удешевление стоимости носителей, прогресс в технологиях, а главное, появление на рынке многочисленных системных интеграторов, вышедших, в частности из рядов ИТ-производителей, приведут к возникновению новых решений. «ILM — просто о сложном» — примерно таким был девиз семинара, проведенного компаниями Fujitsu Siemens и Network Appliance. Действительно, у небольших предприятий нет возможности разбираться в тонкостях ИТ, им нужны модульные решения конкретных бизнес-задач и партнеры, способные предложить понятный подход, скрывающий всю сложность современных систем ILM. Именно эту идею и продвигали участники встречи, среди которых были Андреас Кениг, вице-президент Network Appliance в регионе CEMA, Хельмут Бек, вице-президент FSC по системам хранения, и Тони Розвадовски, управляющий директор FSC по Восточной Европе.

Сотрудничество FSC и Network Appliance началось в 2000 году. Сегодня FSC является крупнейшим партнером NetApp, предлагающим своим клиентам ILM-решения на основе продуктов обеих компаний. Хорошо известно, например, интегрированное решение FlexFrame, образованное из серверов-лезвий от FSC, системы работы с файлами от NetApp и программных модулей от SAP, позволившее на 60% сократить совокупную стоимость владения информационными системами за счет виртуализации сервисов mySAP Business Suite.

Согласно опросу Ziff Davis Media, о технологиях виртуализации сегодня знают не более 26% пользователей, только 5% применяли соответствующие решения, что уступает популярности решений NAS/SAN — 42% и 35% соответственно. И это несмотря на то, что идея виртуализации уже давно обсуждается в кругу ИТ-специалистов.

Между тем, согласно этому опросу среди пяти ведущих производителей, которые у пользователей ассоциируются с технологиями SAN и NAS, нет компании NetApp. Нет этой компании и в числе наиболее известных поставщиков решений в области управления системами хранения. Складывается впечатление, что компания не афиширует свои достижения, предпочитая разрабатывать модульные решения, такие, например, как Gfiler — шлюз к существующим системам хранения разных производителей.

А вместе с тем NetApp недавно приобрела, например, компанию Spinnaker Networks, вместе с которой пришел продукт Grid Storage, позволяющий по-новому взглянуть на архитектуру управления данными для распределенных инфраструктур grid. Этот продукт, как полагают в NetApp, даст возможность через пару лет донести grid не только до крупных корпораций, но и до глобальных научных сообществ. Достаточно интересные решения у NetApp имеются и в области систем резервирования, а также интегрированных адаптивных систем хранения. Взять хотя бы каталог Global Name Space, обращаясь к которому как к виртуальному ресурсу абонент grid-системы может получить доступ к конкретному физическому носителю, пользуясь при этом в своих приложениях неограниченным адресным пространством.

И все-таки, по мнению Gartner Research, у FSC и NetApp немного новаторских разработок.

«Это нормально и незачем бежать впереди паровоза, — считает Бек. — Мы можем похвастаться передовыми решениями в определенных областях, например в системе виртуализации при работе с ленточными накопителями, которой в области консолидации медицинских данных сегодня нет равных. Однако наша современная бизнес-модель — это не столько производство в чистом виде, сколько системная интеграция».

Бек отметил также, что FSC имеет все предпосылки для работы в области интеграции: «Сотрудничество с ведущими игроками рынка, среди которых, в частности, NetApp и EMC, является свидетельством того, что мы заботимся о повышении производительности и расширении возможностей все большего числа сетевых решений хранения, защищая инвестиции клиентов в создание единого поля корпоративных данных. Например, в сервере хранения ЕМС Centera реализован принципиально иной подход — CAS (Content Adressable Storage), в соответствии с которым доступ к объекту хранения определяется не по физическому расположению объекта, а по его содержимому. Это делает Centera оптимальным решением для долговременного хранения различных типов неструктурированных документов, видео- и аудиофайлов».

Клиент должен быть защищен от рыночных «катаклизмов»; задача интегратора — учесть сильные и слабые стороны имеющихся на рынке продуктов и предложить клиенту наиболее оптимальный вариант.

В данный момент для NetApp вклад России в общий оборот региона CEMA достаточно скромен. Если Великобритания, по словам Кенига, приносит 24%, Германия/Австрия — 17%, Франция и Скандинавия по 10%, то в 2002 году доля России была не более 2-3%, что составляет 80 млн. долл. (10 млн. долл. пришлось на системы NAS, 30 млн. на SAN и 40 млн. — на DAS). Перед компанией, планирующей открыть в нашей стране свое представительство, стоит задача за год увеличить вклад России в рынок CEMA до 10%. По словам Кенига, для этого имеются все предпосылки. Компания намерена инвестировать в местную инфраструктуру, имеется три крупных партнера (FSC, SBS, S&T), а ее традиционные клиенты, например BP и Shell, собираются расширять здесь свое присутствие.

Розвадовски отметил, что FSC начала серьезные структурные изменения, имеющие цель расширить партнерскую сеть и повысить статус России, которая сейчас выступает как самостоятельный регион и уже сегодня приносит компании больше, чем Польша, в которой работают только два крупных системных интегратора — против десятка в России. Реальный потенциал развития, по словам Розвадовски, сегодня находится именно в России. Для заказчика сегодня уже не принципиально, решения каких конкретно компаний используются в их ИТ-инфраструктуре, — гораздо важнее выбор генерального подрядчика, отвечающего за проект. И свою задачу FSC видит в том, чтобы предложить архитектуру, а конкретные решения для клиентов отдать на откуп партнерам. Среди первостепенных задач, которые ставит перед собой Розвадовски, следующие: сформировать команду представительства; наладить прозрачный для партнеров и клиентов канал; расширить сотрудничество с новыми бизнес-партнерами.

Еще пять лет назад к системам хранения не предъявлялось таких высоких, как сегодня, требований к надежности и обеспечению возможности прямого доступа конечных потребителей к данным. Причем это происходит на фоне роста сложности решений, увеличения объемов данных и дефицита кадров квалифицированных администраторов (в распределенных системах один менеджер, например, способен администрировать в среднем около 300 Гбайт данных). В борьбе со сложностью сегодня ИТ-индустрия делает ставку на адаптивные инфраструктуры и grid, для которых ILM стала одним из компонентов, включающих не только технологии, но и услуги по интеграции. Именно поэтому FSC реорганизует свой бизнес в России, а NetApp планирует открыть представительство, надеясь увеличить свою долю рынка.