ОКС-7 дает возможность создания дополнительных услуг. Пока она используется не в полной мере

Телефонная сигнализация — это способ организации телефонной сети. С ее помощью коммутаторы и другие телефонные устройства обмениваются сведениями об источнике и адресате звонка, а также организации каналов в телефонной сети. Используемая коммутатором сигнализация определяет те возможности, которыми обладает сеть оператора связи. Лет двадцать назад в России был принят стандарт на телефонную сигнализацию — ОКС-7 (по международной классификации SS7), который определил семиуровневую модель управления телефонной сетью. Сейчас на основе этой сигнализации создаются интеллектуальные телефонные сети, способные предоставлять дополнительные услуги. О проблемах использования ОКС-7 шла речь на конференции «Реализация новых услуг в сетях SS7», которую провела компания «Комптек».

Мобильные услуги

Под «дополнительными» чаще всего имеются в виду новые услуги для абонентов мобильной телефонии, например SMS или переадресация звонков. Точнее, в мобильной связи используются специальные расширения ОКС-7, которые, кроме сведений о номере звонящего, позволяют получить информацию о его местоположении. Для мобильных операторов такая сигнализация является хорошим средством «изготовления» новых услуг. За рубежом телефонные операторы получают около 75% дохода от продажи дополнительных сервисов, а в России — менее 10%.

Сейчас мобильной телефонией в России пользуются около 42 млн. человек. При этом, по данным компании «SMS Медиа» из Хабаровска, средний возраст пользователей дополнительных услуг составляет 22 года. Именно поэтому наибольшей популярностью пользуются службы знакомств, возможность загрузки логотипов и мелодий, сетевые игры, форумы и диалоговое общение. Для более старшей (и в среднем более платежеспособной) аудитории услуг придумано немного.

Принято считать, что обычно 80% прибыли приносят 20% клиентов. Для отрасли мобильной связи самой лакомой частью клиентов могут стать корпоративные пользователи. Но ни операторы, ни разработчики услуг практически ничего им не предлагают.

Услуги операторов фиксированной связи

Операторы фиксированной телефонии предоставляют куда больше дополнительных услуг корпоративным клиентам, например аренду центров обработки телефонных вызовов и виртуальные офисы, которые позволяют группировать независимые телефоны в единую сеть со своей нумерацией и правилами маршрутизации. Эти услуги также опираются на возможности телефонной сигнализации ОКС-7, которая обеспечивает перемаршрутизацию телефонных вызовов. Из развлечений в этой области присутствует в основном только организация теле- или радиоголосований. Интересный опыт провело кемеровское отделение «Сибирь Телеком» — этот оператор фиксированной связи одним из первых перешел на повременную оплату за телефонные услуги. Сейчас в Кемеровской области нет абонентской платы за телефон, а минута стоит 23 коп. Оператор сделал основной акцент на развитии системы дополнительных услуг, таких как прогноз погоды, расписание транспорта, консультации врача и т. д. Только на одном прогнозе погоды кемеровский оператор ежегодно зарабатывает около 1,3 млн. руб. Сейчас компания активно развивает индивидуальные сервисы с использованием технологии распознавания голоса.

Собственно, технология распознавания голоса была в центре внимания участников форума. Возможно именно распознавание русских команд и генерация русской речи, коммерческая реализация которых появилась в прошлом году, позволят поднять средний возраст пользователя дополнительных услуг. Ведь многие пользователи из числа тех, кто постарше, просто не готовы отдавать команды информационному серверу с помощью SMS или нажатия клавиш на телефоне. Но они же будут с легкостью отдавать голосовые команды и выслушивать ответы системы. В той же Кемеровской области есть возможность получать информацию из Web по телефону — автомат будет зачитывать текстовое содержание HTML-страницы.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями