Этот принцип, безусловно, устраивает производителей ПО, но корпоративные пользователи в конце концов могут и взбунтоваться
Мэрифрен Джонсон — главный редактор еженедельника Computerworld. С ней можно связаться по электронной почте maryfran_ johnson@ computerworld.com

Некогда могущественная Римская империя свои последние дни проводила в праздном веселье, не замечая, что происходит в окружающем ее мире. Так и производители корпоративного ПО наслаждаются сегодня «данью», поступающей от клиентов, которые вынуждены отдавать все больше денег за сопровождение, техническую поддержку и покупать обновленные версии, выпускаемые форсированными темпами. Можно представить, какой шок разработчикам корпоративного ПО предстоит испытать, когда этот праздник жизни подойдет к своему неизбежному концу.

Уже сегодня видны первые признаки грядущего фатального исхода. Результаты опроса 202 компаний — пользователей корпоративного ПО для бизнеса, проводившегося специалистами AMR Research, отрезвляют.

Более трети компаний, участвовавших в исследовании (38%), занимаются сегодня обучением сотрудников внутренних информационных служб, поручив им техническую поддержку приложений. Около 35% намерены вести переговоры о пересмотре договоров на техническое обслуживание, поскольку существующие условия их уже не устраивают. И лишь 12% по-прежнему готовы платить за поддержку столько, сколько просит производитель.

По словам аналитика AMR Джима Шеперда, почти четверть опрошенных сегодня жалеют о том, что согласились обновить программное обеспечение, поскольку новые возможности не представляют для них никакой практической ценности. Руководители информационных служб стремятся показать совету директоров, что делают большее меньшими силами, а вовсе не переплачивают за услуги сторонних подрядчиков.

Можно, конечно, возразить и сказать, что пользователи всегда жаловались на качество технической поддержки и ее высокую стоимость. Но в последние несколько лет, которые прошли под знаком жесткой экономии, разработчики приложений устойчиво повышают цены на техническое обслуживание, стремясь компенсировать таким образом спад продаж. Стоимость поддержки в течение года, которая когда-то составляла от 7 до 10% стоимости лицензии, сегодня подскочила до 17-25%.

«Если поставщик хочет получать больше денег за то же самое обслуживание того же программного обеспечения, сделку вряд ли можно считать выгодной для покупателя», — отметил директор информационной службы компании Quaker Chemical Ирвин Тайлер. Подобно другим представителям информационных служб, он не собирается критиковать отдельных производителей, поскольку в повышении цен сегодня виноваты все.

Переговоры сейчас идут долго и трудно, многие компании отказываются обновлять программное обеспечение, даже несмотря на положенные им скидки. Все покупки делаются по мере возникновения действительной потребности в программном обеспечении. Продукты, которые не используются и не отрабатывают потраченных на них денег, никому не нужны.

Исследование, проведенное AMR в 2002 году, показало, что от 20 до 50% суммы, получаемой 10 ведущими производителями систем ERP за техническое сопровождение, вкладывается в разработку будущих версий, а не в дополнительную поддержку клиентов. Для сравнения: в 1996 году на техническую поддержку приходилось около 18% годового дохода поставщиков приложений. К 2000 году ее доля увеличилась до 25%, а в 2005-м достигнет уже 30%.

Что бы ни сулило будущее отрасли корпоративного программного обеспечения, продолжать платить больше, получая при этом меньше, становится невыносимо. Судя по всему, маятник, отражающий соотношение между покупаемым и разрабатываемым собственными силами ПО, вскоре качнется в обратную сторону, и от приобретения уже готового программного обеспечения клиенты перейдут к его самостоятельной разработке.

Возможно, по мере того как функции приложений будут превращаться в обычный товар, успехом начнет пользоваться модель поставщика услуг (предлагаемая, в частности, компанией Salesforce.com). Другую альтернативу пользователям, желающим разорвать порочный круг, предлагает ПО с открытым исходным кодом.

Если производители корпоративного ПО по-прежнему будут гнуть свою линию в то время, как терпение их клиентов уже на исходе, вероятно, им на себе придется испытать то, что когда-то уже было преподнесено нам историей. Все помнят, что даже огромные империи разваливаются очень быстро.