Действительно, в IBM создали S/360, а S/360 сделала Голубого Гиганта тем, кем мы привыкли его видеть
компьютер IBM System/360 — первенец одного из самых грандиозных проектов, который был когда-либо реализован частной компанией

7 апреля 1964 года впервые на суд общественности был представлен компьютер IBM System/360 — первенец одного из самых грандиозных проектов, который был когда-либо реализован частной компанией. В первой половине 60-х годов IBM инвестировала в его создание примерно пять миллиардов долларов, с учетом инфляции эта сумма соответствует сегодняшним тридцати. Для сравнения, затраты на программу Apollo, с конечной целью — высадкой человека на Луне — были немного больше, а на Манхэттенский проект, в ходе которого была создана атомная бомба, было выделено существенно меньше.

Средства были затрачены не зря, коммерческий успех S/360 был грандиозен. Не менее существенным оказался заложенный фундамент, с IBM System/360 началось и продолжается до сих пор эволюционное развитие самостоятельного класса компьютеров — мэйнфреймов: в 1970 году появилось семейство S/370, в 1985-м — 3090, в 1990-м — S/390, в 1994-м — ES/9000. Современными продолжателями линии S/360 являются серверы семейства zSeries.

Отличительная черта мэйнфреймов заключается в том, что их свойства не описываются только лишь количественными показателями скорости работы процессоров или каналов ввода/вывода, размерами памяти и емкостью систем хранения данных. В отличие от суперкомпьютеров на мэйнфремах не ставят рекордов, их задача обеспечить бесперебойную работу приложений на протяжении многих лет эксплуатации. Общее количество мэйнфремов, выпущенных за 40 лет, находится в пределах 100 тысяч, эта цифра может показаться не слишком большой, но стоит учесть, что в 95% компаний, входящих в список Fortune 1000, мэйнфреймы остаются основной платформой для важнейших приложений.

Жене Амдал — один из разработчиков мэйн?фреймов

А началась история S/360 с того, что в 1961 году руководство IBM осознало бесперспективность дальнейшего производства разнотипных компьютеров, одни из которых были приспособлены для счета, другие для бизнеса, особенно в условиях перехода на интегральные полупроводниковые технологии и необходимости создания серьезного программного обеспечения. Для решения проблемы в компании сформировали рабочую группу, которая была поселена в мотеле в глухом районе штата Коннектикут. За несколько осенних месяцев группа разработала стратегию создания новой продуктовой линии, позже названной S/360, где цифры означают одинаковую готовность техники и программного обеспечения работать по всем направлениям.

В январе черновой вариант программы действий был предложен руководству IBM, но встретил прохладное отношение, поскольку в нем предусматривались затраты в сотни миллионов долларов только на программное обеспечение (в предшествующие годы все суммарные вложения корпорации в разработку ПО не превышали десяти миллионов). Но потом проект все-таки был одобрен. S/360 изменила не только рынок, но и саму компанию, о ней было образно сказано: «Это компьютер, который сделала IBM, это компьютер, который сделал саму IBM». После появления S/360 рынок мэйнфремов стали называть «IBM и семь карликов», имея в виду Burroughs, Control Data, General Electric, Honeywell, NCR, RCA и Univac, к 1986 году от них на рынке мэйнфреймов осталась только Unisys — плод слияния Sperry и Burroughs.

Успех мэйнфреймов стал возможен благодаря участию в их разработке трех выдающихся инженеров — Жене Амдала, Герри Блау и Фреда Брукса. Главную роль сыграл Амдал, хотя его связывают с IBM весьма непростые отношения, он дважды уходил из компании. Он работал здесь в конце пятидесятых, занимаясь знаменитым проектом мощного вычислителя Stretch, позже реализованного в усеченном виде в IBM 7030. В 1965 году Амдал вернулся в IBM, где смог довести идеологию мэйнфреймов до той кондиции, которой она обладает сегодня, но после пяти лет работы у него возникли разногласия с руководством из-за того, что его идеи отвергались. В последующем его неоднократные попытки создать конкурентоспособную совместимую программно и более дешевую машину успехом не увенчались.