Несколько предприятий Калининграда сегодня используют систему «Галактика»
Растущая конкуренция с другими аналогичными предприятиями — портами в Клайпеде и Санкт-Петербурге, а также увеличивающийся объем грузооборота поставили руководство Калининградского порта перед необходимостью автоматизации учета

Калининградский морской торговый порт — самый западный и единственный незамерзающий российский порт на Балтике. В настоящее время порт способен обрабатывать в год свыше 8 млн. тонн грузов. Здесь выполняется полный комплекс работ, связанных с транспортировкой любых грузов от отправителя к получателю. Основные из них — это погрузочно-разгрузочные работы, хранение и экспедирование грузов, логистика. Все свои услуги порт осуществляет на основе прямых договоров, используя гибкую систему тарифов. Кроме того, в порту создаются предприятия по доработке грузов. В частности, это завод по изготовлению пищевых добавок для домашних животных, предприятия по обработке пиломатериалов, просеиванию кокса и ряд других. Развитие порта и новое строительство целиком производится за счет средств из собственной прибыли. Западных инвесторов, по словам представителей порта, в связи с высоким уровнем риска, вызванного проблемами в законодательстве, привлечь пока не представляется возможным.

Растущая конкуренция с другими аналогичными предприятиями — портами в Клайпеде и Санкт-Петербурге, а также увеличивающийся объем грузооборота поставили руководство Калининградского порта перед необходимостью автоматизации учета.

Некоторый уровень автоматизации в порту уже имелся: силами портового информационно-вычислительного центра были разработаны несколько специализированных программ — для бухгалтерского учета, расчета зар?платы и др. В качестве будущей корпоративной системы сначала рассматривался продукт «1С», но он для крупного морского порта был «маловат». SAP R/3 — наоборот, показалась излишне сложна и дорога. В конечном итоге выбор пал на систему «Галактика». Она оказалась как раз «по размеру», кроме того, в Калининграде была компания, которая уже внедрила у себя эту систему, поэтому было у кого посмотреть ее в действии. Сыграло свою роль и то, что услуги по внедрению предлагала местная компания «Балтийские офисные технологии». Помощь и консультации также можно было получить в центральном офисе корпорации «Галактика» в Белоруссии. Они и помогли внедрить систему в Калининградском порту.

Проект по внедрению начался в 2001 году. С самого начала руководство заказчика решило, что доработка системы должна быть сведена к минимуму. Переделки коснулись модулей управления персоналом, управления сбытом, где требовалось учесть специфику работы порта. С 2002 года предприятие средствами «Галактики» уже решает задачи бухгалтерского учета; управления логистикой, персоналом, договорами, а также учета векселей и кредитов. В начале 2004 года на «Галактику» переведен и расчет зарплаты. Недавно завершилась настройка модуля налогового учета. На весну текущего года запланированы работы по автоматизации бюджетирования и финансового планирования, вспомогательных служб, обеспечивающих функционирование порта. В процессе внедрения — модуль по расчетам с клиентами.

По словам главного бухгалтера Калининградского морского торгового порта Владимира Каминского, значительных усилий и времени потребовало обучение персонала компании. Оно прошло в несколько этапов. Сначала были подготовлены программисты ИТ-отдела и специалисты по настройке и администрированию системы, потом они обучили сотрудников бухгалтерии, а бухгалтеры уже поделились своими знаниями с другими сотрудниками, которым предстояло работать в «Галактике». Уже на первом этапе пусконаладочных работ заказчику удалось создать достаточно квалифицированную внедренческую команду. Тем не менее Каминский отметил, что система «Галактика» в процессе внедрения оказалась гораздо сложнее, чем предполагалось вначале.

Оценить эффективность системы численно, по словам представителей порта, пока не представляется возможным. Затраты по проекту здесь отнесены к разряду капитальных, и называемый срок окупаемости — от 5 до 10 лет.

Не было бы счастья

Путь «Галактики» в Калининград начался фактически с внедрения системы в «ВестБалт Телеком». Эта компания остановила свой выбор на «Галактике» во многом потому, что система внедрена и работает у московского оператора сотовой связи — МТС, то есть было где посмотреть ее в действии. Второй фактор — наличие местной компании, предлагавшей услуги по внедрению, хотя, как было сказано выше, в результате внедрение пришлось завершать самостоятельно.

Тем не менее внедрение в компании «ВестБалт Телеком» стало важным событием для других предприятий Калининграда. Клиентами «Галактики» стали морской торговый порт Калининграда и крупный региональный оператор мобильной связи — компания «Экстел».


Первопроходцам всегда не просто

Калининградский порт решился на внедрение системы «Галактика», имея пример реализации подобного проекта в родном городе.

ЗАО «ВестБалт Телеком», созданное в 1992 году, — альтернативный оператор проводной телефонной связи. Компании принадлежит около 30% рынка телефонии в Калининграде и области, она также предоставляет услуги доступа в Internet.

История автоматизации «ВестБалт Телеком» непроста. Началась она с попытки внедрения системы компании Scala, однако ее фактически так и не запустили в эксплуатацию из-за проблем адаптации к местным условиям. В 1997 году было принято решение заменить Scala на систему «Галактика». В 1998 году был подписан контракт с местной внедренческой компанией «РосБалтика». Кризис 1998 года отодвинул работы по проекту, и внедрение было начато лишь в 1999-м. Итоги годовых усилий «РосБалтики» не порадовали руководство порта, и оно решило внедрять систему своими силами.

В 2000 году «ВестБалт Телеком» отправил двух специалистов на двухнедельное обучение в московский офис «Галактики». После их возвращения было решено внедрить систему во что бы то ни стало. «Мы будто перешли на осадное положение, — вспоминает Игорь Мотин, руководитель отдела информационных систем «ВестБалт Телекома». — Сначала было очень сложно, потому что глубоких знаний этого программного комплекса у нас еще не было. И в самой ?Галактике? встречались ошибки, и мы порой что-то делали неправильно». Весь 2000-й год в компании приходилось вести двойной учет — один в прежних, самодельных программах, другой — в «Галактике». И только начиная с 2001 года, убедившись, что система работает нормально, «ВестБалт Телеком» целиком начал вести бухгалтерский учет средствами «Галактики».

Во второй половине 2003 года «Вест?Балт Телеком» приобрел еще несколько модулей «Галактики», в числе которых «Управление договорами» и «Бюджетирование». Они уже внедрены, и бюджет на 2004 год был сверстан в компании с помощью системы «Галактика».

По ряду причин биллинговая система «ВестБалт Телекома» пока не интегрирована с модулями «Галактики», однако в дальнейшем это предполагается сделать, благо, по словам разработчиков, система «Галактика» имеет хорошо описанный интерфейс.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями