ФЦП «Электронная Россия», по мнению чиновников из Министерства экономического развития и торговли, уже далеко выходит за рамки федерально-целевой программы в ее классическом понимании, поскольку направлена не только на информатизацию, но и на повышение эффективности управления государством в целом
Говоря о практических итогах года, Андрей Шаронов доложил об успехах на ниве сближения государства с народом, для которого в ФЦП запланирована организация целого ряда специальных порталов

Подобно тому как компании ежегодно отчитываются перед своими акционерами, в обязанности Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) входит предоставление обществу отчета о выполненной в рамках ФЦП «Электронная Россия» работе, направленной на повышение эффективности управления государством в целом. По мнению первого заместителя министра экономического развития и торговли РФ Андрея Шаронова, такой подход — шаг к новому формату отношений «гражданское общество — государство».

В своем выступлении на пресс-конференции, посвященной подведению итогов работы программы в прошлом году и планам на год нынешний, Шаронов подчеркнул, что всю деятельность МЭРТ в рамках ФЦП за последние два года можно разбить на шесть основных направлений. Это анализ и инвентаризация, методология, организация порталов органов власти, государственные закупки, создание объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР), электронные административные регламенты (ЭАР), а также развитие инфраструктуры проекта в области поддержки отечественного сектора информационно-коммуникационных технологий.

Теория и практика

Ситуация по первым двум направлениям такова. По словам Шаронова, все проекты, участвовавшие в открытом конкурсе МЭРТ, были проанализированы и систематизированы, осуществлена их группировка по схожим техническим требованиям. Также определены основные стадии и этапы реализации проектов для каждой группы и разработаны технические задания на основе типовых технических требований.

Проведен социально-экономический мониторинг формирования так называемой «новой экономики». В результате разработаны система целевых показателей развития новой экономики в России и методология их исчисления, а также проект плана действий Правительства РФ. Проанализирована эффективность бюджетных расходов, выделяемых на информатизацию в рамках федеральных, ведомственных и региональных программ и на использование ИКТ.

Еще одним приложением аналитических способностей МЭРТ стало само министерство как объект информатизации: все его информационные ресурсы были подвергнуты тщательному обследованию с целью их последующей модернизации.

Главной «методологической заслугой» министерства стало обследование процесса реализации ФЦП, на основе которой была построена модель «как есть» и «как должно быть». Также, проанализировав и систематизировав мировой опыт построения и использования единой архитектуры органов власти при проведении реинжиниринга государственных функций на основе ИКТ, в МЭРТ разработали рекомендации по основным подходам и методологии построения единой архитектуры в стране.

Говоря о практических итогах года, Шаронов доложил об успехах на ниве сближения государства с народом, для которого в ФЦП запланирована организация целого ряда специальных порталов. Один из них — специализированная информационная система «Правительственный портал» — вышел на финишную прямую. В данный момент проектные работы уже завершены, завершается разработка программного обеспечения, идет первоначальное информационное наполнение, разрабатываются и подключаются различные дополнительные модули. Запуск проекта в эксплуатацию планируется в этом году. В рамках создания «Правительственного портала» готовится к выходу в свет специализированная информационная система под названием «Экономический портал».

Два кита новой экономики

Если главной целью строительства порталов является в первую очередь совершенствование взаимодействия граждан с государством, то идеология проектов, скрывающихся за аббревиатурами ОГИР и ЭАР, несколько иная. Так, проект ОГИР предназначен для консолидации разрозненных по ведомствам информационных ресурсов с целью повышения эффективности их работы. В качестве примера можно привести разработку единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории РФ.

По словам Шаронова, на сегодняшний день суммы незаконно возмещаемого НДС уже сопоставимы со всем собираемым в стране этим видом налогов, что свидетельствует о необходимости срочной модернизации существующей системы. Для этого в рамках «Электронной России» запланирована комплексная автоматизация деятельности пунктов пропуска через границу на основе обеспечения быстрого и централизованного доступа к информационным ресурсам ГТК и МНС. Предполагается, что это позволит создать условия для предотвращения фиктивного экспорта и необоснованного возврата НДС, сокращения неоправданных издержек участников внешнеэкономической деятельности и административных расходов налоговых и таможенных органов.

Целью же разработки электронных административных регламентов является повышение качества и скорости работы самих государственных учреждений, в первую очередь за счет перехода на электронный документооборот. В этом направлении в минувшем году был разработан ряд подсистем (например, подсистема интеграции системы электронного документооборота с ЭАР) и автоматизированных информационных систем, таких как «Прогнозирование объема госзакупок», «Кадры центрального аппарата и аппарата загранучреждений», «Бухгалтерский учет» и др.

С широко открытыми карманами

Помимо перечисления многочисленных начатых и малочисленных завершенных проектов, руководители МЭРТ рассказали и о том, во сколько эти проекты обошлись налогоплательщикам. Как заявил руководитель Департамента корпоративного управления и новой экономики РФ Церен Церенов, всего в минувшем году министерство профинансировало «Электронную Россию» в размере 367,9 млн. руб. (против 117,4 млн. в 2002 году). По словам Церенова, такой рост продолжится и далее: в этом году программа обойдется государству в 1,8 млрд. руб., причем на плечи МЭРТ ляжет около трети этой суммы. Что в свою очередь также больше, чем в прошлом (тогда доля МЭРТ в общем объеме финансирования составляла 26%), и в 2002 году (20%).

Таким образом, за последние два года финансирование программы увеличилось в 2,4 раза, а объем финансирования по линии МЭРТ — в 3,1 раза. При этом большая часть министерских денег уходит на наукоемкие и исследовательские разработки, методологические работы в сфере ИКТ, проекты в области совершенствования государственного управления и построения электронного правительства. По направлениям деятельности программы по линии МЭРТ финансирование в прошлом году распределялось следующим образом: 35% (102,7 млн. руб.) было вложено в развитие ОГИР, 21% — в ЭАР, 15% — в создание порталов органов власти и 10% — в проекты по автоматизации госзакупок. Для сравнения, в 2002 году эти же четыре направления занимали 22, 7, 12 и 20% финансирования соответственно. Такое изменение в структуре финансирования Церенов объясняет тем, что в минувшем году были начаты масштабные работы по формированию компонентов электронного правительства как на федеральном, так и на региональном уровне, тогда как в 2002 году большее внимание уделялось анализу, инвентаризации и созданию пилотных проектов.

Что же касается соотношения средств, вложенных в региональные и федеральные проекты, то и в 2002-м, и в прошлом году предпочтение отдавалось последним. Так, в минувшем году на проекты федерального уровня было потрачено 253 млн. руб., а на региональные — только 114,9 млн. Похожая картина наблюдалась и в 2002 году: 82,9 млн. против 34,5 млн. Зато в сравнении с 2002 годом в прошлом году заметно возросло региональное софинансирование, увеличившееся с 5,5 млн. руб. до 74 млн. (увеличив, тем самым свою долю в общем объеме с 4 до 17%).