В компании полагают, что объем российского рынка DVD-R вырастет как минимум вчетверо, в то время как в случае CD-R минимально прогнозируемый прирост рынка составит 50%
Осенью 2003 года Mirex пополнила свой продуктовый портфель носителями DVD-R 4X объемом 4,7 Гбайт. Правда, пока их выпуском — в рамках стратегического соглашения — занимается одна из зарубежных фирм под контролем специалистов Mirex

Хотя пока емкость отечественного рынка носителей DVD-R в штучном выражении измеряется приблизительно в 200 тыс. единиц ежемесячно, в Mirex приняли решение о начале производства оптических дисков данного формата.

«На столь быстрорастущем рынке пора занимать свою долю», — поясняет исполнительный директор Mirex Ярослав Шиколев. Между тем компания уже начала приучать пользователей к дискам DVD-R под своей маркой: осенью она пополнила свой продуктовый портфель носителями DVD-R 4X объемом 4,7 Гбайт. Правда, пока их выпуском — в рамках стратегического соглашения — занимается одна из зарубежных фирм под контролем специалистов Mirex.

До конца года компания планирует установить две линии по производству DVD-дисков и осенью начать их массовый выпуск. После запуска в эксплуатацию собственных мощностей по производству DVD-R их выпуск за рубежом по заказу Mirex будет прекращен.

Рынок CD-R — динамика прежняя

В области оптических носителей информации мировой рынок сдвигается в сторону технологий DVD. В сегменте CD-R наступает стабилизация: темпы его роста уже не измеряются десятками процентов.

В последние год-полтора приостановился и процесс наращивания производственных мощностей по выпуску CD-R в мире. Более того, наблюдается постепенное их сворачивание в пользу выпуска DVD.

Бурный рост мощностей по выпуску CD-R в период с 1998-го по 2001 год — особенно на Тайване — привел к тому, что предложение этих дисков на мировом рынке превышало спрос, по некоторым оценкам, от двух до четырех раз. Подобный дисбаланс неминуемо закончился «обвалом цен». В прошлом году наступило выравнивание спроса и предложения, благодаря чему цена на диски CD-R несколько поднялась. Так, на Тайване она выросла с 12-13 центов до 16-17 центов, а в России — с 15-17 центов до 20 центов.

Существенное расширение базы поставщиков носителей CD-R привело к изменениям в структуре предложения. Поставщики первого уровня наподобие Verbatim и TDK, продававшие ранее свои диски исключительно в розничных упаковках — традиционных (jewel box) и тонких (slim case) футлярах, теперь все активнее осваивают экономичные упаковки — диски в пластиковых контейнерах по 10, 25, 50 или 100 штук.

В нашей стране рынок CD-R пока продолжает бурно расти. В начале 2003 года его емкость в штучном выражении, по оценке Mirex, составляла 13 млн., а в декабре достигла отметки примерно в 20 млн. единиц.

Тиражи растут

Учитывая рост рынка, в Mi?rex в прошлом году в четыре раза увеличили производственные мощности: теперь они позволяют выпускать до 5 млн. дисков CD-R ежемесячно.

В Mirex отмечают как отрадный факт изменение в России ситуации с производством упаковки для CD-R: сейчас все ее виды — традиционные и тонкие футляры, пластиковые контейнеры — выпускаются на отечественных предприятиях и отвечают всем требованиям по качеству. В частности, традиционные футляры выпускаются Уральским электромеханическим заводом, наладившим их производство в объеме 1,5 млн. штук в месяц.

Основу продуктового портфеля компании составляют диски CD-R емкостью 750 Мбайт (80 мин). Самой популярной позицией в прошлом году, впрочем как и в 2002 году, оставались диски Gold во всех видах упаковки, хотя эти носители поддерживают лишь 24-кратную скорость записи. Компания технически готова выпускать и диски большей емкости (90 мин), однако пока не собираются их производить, поскольку имеются проблемы с совместимостью таких дисков с приводами.

Реорганизация партнерской сети

В Mirex постоянно следят за развитием технологий на рынке хранения информации. Однако помимо CD-R и DVD-R на ближайшую перспективу компания не планирует выпуска каких-либо других носителей

Одновременно с наращиванием производственной мощности компании удалось увеличить объем продажи, долю рынка и укрепить лояльность российских потребителей к торговой марке Mirex, что особенно примечательно на фоне ужесточения конкуренции. Появились новые торговые марки, в том числе российские (например, марка L-Pro, принадлежащая компании NAK Microware), рынок наводнен продукцией «весьма среднего качества», продающейся по демпинговым ценам.

«Наш объем продаж, составлявший в начале прошлого года 1,4 млн. дисков в месяц, вырос к декабрю до 3 млн. штук», — говорит Шиколев.

Правда, достижения компании в различных регионах весьма неравномерны: к имеющимся у нее «белым пятнам» относится, в частности, юг страны. Усилия компании, направленные на расширение географии сбыта, увенчались освоением «очень сложного» для Mirex на протяжении двух предыдущих лет региона — Сибири — и выходом на ключевой его рынок — Новосибирск.

Для получения доступа к новым каналам сбыта компания пересмотрела свою партнерскую политику: с ростом объемов продажи было решено провести «укрупнение» партнеров. В настоящее время у Mirex четыре дистрибьютора — «Азовка», «Бюрократ», «Пирс» и NAK, а также прямые отношения с самыми крупными региональными дилерами.

Занимается компания и прямыми продажами. «На сегодняшний день мы не можем полностью отказаться от них, потому что дистрибьюторы не обеспечат нам уже имеющийся охват рынка, — говорит Шиколев. — Тем не менее рано или поздно мы перейдем полностью к работе через дистрибьюторскую сеть».

Интересно, что в числе дистрибьюторов оказалась компания NAK, прежде скептически относившаяся к сотрудничеству с Mirex. Сам факт изменения отношения крупнейшего на российском рынке носителей информации оператора объясняется, во-первых, тем, что с Mirex «уже нельзя не считаться». Действительно, в ряде регионов ее позиции достаточно сильны: так, в Уральском регионе на долю компании приходится примерно 20% рынка CD-R. Во-вторых, дистрибьюторы осознали одно из основных преимуществ Mirex как отечественного производителя — стабильность поставок и цен.

«Да, возможно, на наших дисках не заработаешь сверхприбыли, но тем не менее на их основе можно четко планировать свой бизнес», — поясняет Шиколев.

Благоприятным для Mirex считают и то обстоятельство, что практически все дистрибьюторские компании вынуждены пересматривать содержимое своего продуктового портфеля. Дело в том, что появилось очень много поставщиков, исповедующих одни и те же методы стимулирования сбыта и предлагающих диски примерно одинакового качества, в одинаковых видах упаковки, очень близких по цене.

С помощью другого своего партнера — компании «Бюрократ» — Mirex рассчитывает наладить работу с крупными розничными сетями: этот сегмент тоже относится к числу пробелов в структуре сбыта. В Mirex провели специальную работу по нанесению штрих-кодов на все виды упаковки и тары — от единичной коробочки до палетты — и, кроме того, подготовили специальную розничную упаковку — комплекты из трех-пяти дисков в тонких футлярах.

CeBIT — шанс для Mirex?

Помимо дисков под собственной торговой маркой компания Mirex выпускает носители без надпечатки, но с обязательной маркировкой по внутреннему кольцу: на сегодняшний день они составляют примерно 30% объема продаж. Кроме того, компания производит диски под другими торговыми марками, в том числе региональными.

В нынешнем году Mirex демонстрировала свои достижения на CeBIT. На ее стенде был представлен, в частности, новый диск CD-R с 52-кратной скоростью записи. Цель участия российской компании в крупнейшей выставке — поиск партнеров для продвижения своей торговой марки на зарубежных рынках.

По мнению Шиколева, расположение производства дисков CD-R в России очень удачно с точки зрения их экспорта. Так, против тайваньских поставщиков в Европе действуют антидемпинговые пошлины, а в отношении аналогичной продукции российского производства ничего подобного нет.

Кроме того, есть преимущества и в плане логистики: из Тайваня или Индии поставка на европейский континент осуществляется морем и занимает до полутора месяцев, а из нашей страны большегрузный автомобиль доставляет продукцию не более чем за 10 дней. Есть и еще один аспект: многие страны арабского мира с достаточно большими объемами потребления CD-R отдают предпочтение торговым отношениям с Россией. У отечественной компании уже есть опыт экспортных поставок.

Mirex готова выступить также в роли ОЕМ-производителя для зарубежных фирм. Недавно компания начала производить, например, диски под маркой Hi Space для французской компании MPO Media. Правда, поставщики первого уровня «еще не созрели» до того, чтобы заказывать диски в России, а не везти их с Тайваня.

«Наша программа по увеличению производственных мощностей подразумевает 30%-ную долю экспорта, — говорит исполнительный директор Mirex. — Целевыми рынками для нас могут стать страны Западной Европы и, прежде всего, средиземноморского бассейна».

Только оптические носители

В Mirex постоянно следят за развитием технологий на рынке хранения информации. Однако помимо CD-R и DVD-R на ближайшую перспективу компания не планирует выпуска каких-либо других носителей.

Когда-то компания возлагала определенные надежды на развитие рынка мини-дисков CD-R (диаметр 80 мм), однако они не оправдались.

«Если рынок стандартных CD-R носителей за два прошедшие года вырос в несколько раз, то рынок 80-миллиметровых дисков, а также носителей в формате визитной карточки, так называемых business-CD, практически, совсем не вырос», — поясняет Шиколев.

Впрочем, тот факт, что компания не собирается выпускать какие-либо специфические CD-R носители, объясняется не только малым объемом соответствующего рынка, но и достаточно дорогостоящим перевооружением линий для выпуска подобных носителей: фактически, необходима перестройка половины линии (изменение пресс-форм, модулей нанесения активного слоя, станций сушки и охлаждения и др.)

Перспективными считали и мини-диски с возможностью многократной перезаписи. Предполагалось, что они смогут заменить обычный флоппи-диск, но и этот прогноз не сбылся: «могильщиком» мини-дисков CD-RW оказались более практичные устройства флэш-памяти. Тем не менее у Mirex нет ни планов собственного производства накопителей этого типа, ни намерений заказывать их под своей маркой сторонним производителям.

«Mirex — производственная фирма, и мы стремимся к тому, чтобы самим изготавливать то, что продаем, поскольку это дает нам возможность отвечать за качество продукции, — поясняет исполнительный директор позицию своей компании. — На сегодняшний день мы концентрируемся исключительно на оптических носителях».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями