Принято решение о развертывании Государственной автоматизированной информационно-управляющей системы регулирования промышленной безопасности России
Госгортехнадзором на сегодняшний день зарегистрировано 2002 опасных производственных объекта на территории нашей страны

Госгортехнадзором на сегодняшний день зарегистрировано 2002 опасных производственных объекта на территории нашей страны. Для наблюдения за ними создана трехуровневая структура. Первый уровень составляют находящиеся в Москве центральный аппарат Госгортехнадзора и НТЦ «Промышленная безопасность». На втором уровне — 46 территориальных органов, которые отвечают за деятельность Госгортехнадзора в своих регионах. И третий уровень — 212 отделов, непосредственно ведущих надзор на конкретных промышленных объектах. Благодаря такой организации каждый промышленный объект РФ попадает в ведение одной из структур данного ведомства.

Свою деятельность Госгортехнадзор многие годы осуществлял на основе бумажного документооборота. За последнее десятилетие лет в стране заметно изменилось законодательство, значительно сократился и изменился кадровый состав предприятий. В эксплуатацию было введено много нового оборудования, началась частичная модернизация и ремонт существующей технической базы. Это привело к тому, что объем работ у сотрудников Госгортехнадзора сильно возрос. Выросли и требования к оперативности действий органов надзора. Все эти обстоятельства вызвали потребность в специализированной информационной системе.

В тендере для создания будущей системы победил Информационно-аналитический центр НТЦ «Промышленная безопасность», а основным его партнером стала компания ИВК. Функции между ними разделились следующим образом. НТЦ «Промышленная безопасность» в качестве генерального подрядчика участвовал в постановке задачи, отвечал за разработку прикладных программ и создание системы в целом. Компания ИВК выступила поставщиком вычислительной техники и системного программного обеспечения — «ИВК Юпитер» и «ИВК Кольчуга». Стоимость всего проекта составила 7,5-8 млн. долл.

Разработка программного обеспечения длилась два года. По словам исполнительного директора ИАЦ «Промышленной безопасности» Александра Михайлова, с целью отработки создаваемого решения на территории заказчика был создан стенд, где производилось тестирование, проверка функциональности всех модулей системы.

Первоначально Госгортехнадзор планировал внедрять систему одновременно во всех регионах, но потом по финансовым соображениям было решено внедрять ее небольшими блоками — из 89 субъектов РФ выделили семь областей в двух промышленных округах. В Центральном округе внедрение проводилось в Московской, Рязанской и Смоленской областях. В Приокском округе — в Тульской, Брянской, Орловской и Калужской областях. В них было создано по три-пять рабочих мест, отрабатывалась процедура внедрения, включая установку и настройку системы, обучение сотрудников. На федеральном уровне в пилотном проекте участвовали центральный аппарат Гостехнадзора и «Промышленная безопасность». На уровне территориальных органов участвовали управления двух округов и ряд инспекций. Опытная эксплуатация завершилась в конце 2003 года, и было принято решение о развертывании системы промышленной безопасности на всей территории России в течение 2004 года. Для этого планируется использовать сеть сервисных организаций компании ИВК.

«Для нас крайне важно, что и разработка системы, и ее внедрение чрезвычайно экономичны и по финансовым, и по временным показателям», — подчеркнул Дмитрий Божко, начальник отдела информатизации Госгортехнадзора. Используются уже существующие каналы связи, отказавшись для уменьшения стоимости проекта от аренды выделенных каналов. «ИВК Кольчуга» обеспечивает безопасное подключение к Internet локальных сетей всех структурных подразделений Госгортехнадзора, а также безопасное взаимодействие территориально удаленных объектов через Internet. При этом, по словам представителей ИВК, для связи с Internet-провайдером можно использовать практически все применяемые сегодня способы организации «последней мили». В проекте используется компьютерная техника, прошедшая военную приемку. Планируется оснастить инспекторов на местах, которые до 80% времени проводят вне стен кабинета, мобильной техникой, чтобы обеспечить им оперативный доступ к базе данных, а также возможность обмена сообщениями. Продукт «ИВК Юпитер» отвечает за безопасное и надежное взаимодействие всех компонентов прикладного программного обеспечения.

«Мы предвидим необходимость взаимодействия с другими госучреждениями, осуществляющими надзорные функции, поэтому в систему уже заложены механизмы, которые упростят его на системном уровне», — отметил Божко.


Единое Web-окно

Одна из целей программы «Электронная Россия» — создание среды электронного взаимодействия населения с государственными учреждениями посредством Web-служб, а также автоматизация бюрократических процедур общения хозяйствующих субъектов с государственными органами. Реализация проекта была возложена на консорциум организаций разного профиля во главе с компанией iFirst. В прошлом году на создание информационной среды и разработку двух пилотных проектов было потрачено приблизительно 24,4 млн. руб.

В основу проекта была положена технология Web-служб, базирующаяся на представлении информации из государственных баз данных в виде XML-документов, которые заверяются электронной подписью и имеют полную юридическую силу. Впрочем, самым сложным в реализации было не создание собственно сервера и разработка ПО, а подготовка единой системы классификации и кодирования информации, находящейся в государственных базах данных.

В рамках проекта было реализовано два пилотных проекта с Министерством по налогам и сборам для вычисления налога с продаж и для управления проектами в самом Мин?экономразвити.

Преимуществом реализованного проекта является универсализация взаимодействия корпоративных систем со всеми государственными органами — то есть достаточно один раз «состыковаться» с продуктом iFirst, и через этот канал можно будет общаться со всеми властными структурами. Причем для юридической значимости нужно получить и затем хранить всего один сертификат для изготовления электронно-цифровой подписи.

Гармонизация понятийного аппарата, проведенная в рамках проекта, позволяет пользователю получать справки из одного ведомства и посылать их в другое, не заботясь о совместимости понятий и их преобразовании. В общем, как только все государственные ресурсы будут интегрированы со средой электронного взаимодействия, бюрократические процедуры общения компаний с государством можно будет считать полностью автоматическими.

— Валерий Коржов

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями