Профессор из Беркли заявил о тупиковости экстенсивного пути развития технологий

В воскресенье 31 марта 2002 года появился документ под названием «Призыв к оружию, новый системный манифест», написанный Дэвидом Паттерсоном, профессором Калифорнийского университета в Беркли.

31 марта 2002 года появился документ под названием «Призыв к оружию, новый системный манифест», написанный Дэвидом Паттерсоном, профессором калифорнийского университета в Беркли, одним из самых ярких фигур современного компьютерного мира

Пафос, авторство и место появления манифеста не случайны. Паттерсон — одна из самых ярких фигур современного компьютерного мира, а университет, где он преподает почти 30 лет, не утратил своего бунтарского духа с тех времен, когда сам Паттерсон был студентом. Именно он предложил дизайн логотипа для Sun Microsystems, составленного из восьми знаков конъюнкции и дизъюнкции. Также Паттерсон — автор ряда технологических решений. В частности, он возглавлял проекты по созданию RISC I и технологии RAID. Сейчас он, совместно с исследователями из Стэнфордского университета работает над созданием новых вычислительных архитектур, получивших название Recovery Oriented Computing («вычисления, ориентированные на восстановление после отказа»). Для этого необходимо критическое переосмыслиение статуса-кво в информационных технологиях.

Дэвид Паттерсон — автор ряда технологических решений. В частности, он возглавлял проекты по созданию RISC I и технологии RAID

Документ, опубликованный два года назад, является своего рода революционным манифестом, в нем утверждается примат человеческих ценностей над машинными и звучит призыв отказаться от технократической зашоренности. В частности, в нем говорится о том, что за 20 лет производительность компьютеров возросла в десятки тысяч раз, вычисления, занимавшие в 1982 году месяцы, сегодня укладываются в час. В результате практически все ученые стали специалистами по вычислениям, и эта тенденция будет развиваться. Поисковые системы вроде Google обеспечили пользователям доступ к океану информационных источников, позволили преобразовывать неясные представления в конкретные запросы и таким образом расширять наши знания. «Но наряду с этими благами увлечение производительностью привело к зависимости от технологий, мы оказываемся зацикленными на них. Мы разработали такие ненадежные технологии, которые приводят к бесконечным огорчениям при пользовании ими, и системные администраторы проводят дни и ночи в борьбе с ошибками в дорогом программном обеспечении. Поведение компьютеров непредсказуемо. Слова ?компьютер? и ?безопасность? стали несовместимыми. Наконец, достижения по части стоимость/производительность имеют и обратный эффект, компьютеры называют всепроникающими, современный мир зависит от них, но никто не доказал, что они заслуживают подобного доверия. А мой собственный ночной кошмар — сохранение нынешней парадигмы еще на протяжении следующих 20 лет, когда скорости компьютеров возрастут еще в 10 тыс. раз, но при этом они не перестанут огорчать нас, как делают это сейчас, и не станут безопаснее».

Паттерсон призвал отрешиться от прошлого. По его мнени?ю, настало время для выбора принципиально иного основания, на котором будут построены технологии будущего. «Естественно, прокламировать проще, чем сделать, но все же я ставлю три цели:

  1. Мы должны сделать технологии человечнее. Мы должны научиться заботиться о человеческой цене пользования ИТ не меньше, чем о стоимости их закупки.
  2. Мы должны создавать информационные технологии, на которые мир действительно может положиться.
  3. Мы должны создавать технологии, которые обеспечивали бы и безопасность, и права личности. Не будем снабжать Большого Брата результатами своего труда».

О том, что так дальше жить нельзя, сейчас говорят многие ведущие компании, предлагая свои версии компьютерных архитектур будущего. Но, в отличие от скучных и однообразных презентаций фирменных проповедников, Паттерсон нашел образную и человеколюбивую форму представления своих взглядов.