Крупнейший производитель ERP-систем взялся за автоматизацию госсектора
Алексей Шлыков считает, что бороться с конкурентами лучше всего на их территории

Как заявил управляющий директор офиса SAP Алексей Шлыков, оглашая итоги работы в прошлом году, у компании достаточно поводов для оптимизма: ее общий доход в СНГ и в странах Балтии составил более 75 млн. евро. Это на 16% больше показателя 2002 года, хотя несколько меньше запланированного так называемым «коридором роста». По словам Шлыкова, с конца 2002 года представительство претерпевало серьезные структурные изменения, вследствие которых офис получил статус российского юридического лица; так же были реорганизованы украинское и казахское отделения. Теперь местный офис подвергается жесткому аудиту не только по американским, но и по российским стандартам, что, в свою очередь, привело к изменениям в отчетности. В результате этого официальный доход оказался несколько меньше запланированного, но, как заявил Шлыков, де-факто «недополученные несколько миллионов евро просто переложены из одного кармана в другой».

Плюсов же от структурных изменений, по мнению руководства компании, гораздо больше: значительно повысилось качество обслуживания клиентов (в частности, упростились процедуры составления и заключения договоров), стал работать более эффективно сам офис (все подразделения переехали в одно новое здание, проводится дополнительный набор сотрудников). Кроме того, у SAP появилась возможность напрямую участвовать в тех тендерах, которые требуют от компаний-участников наличия «российского гражданства».

Особенно это касается предприятий госсектора: так, в прошлом году клиентами SAP стали Департамент финансов Москвы (на сегодняшний день проект по его автоматизации уже подходит к концу) и Фонд федерального имущества. Как заявил Шлыков, в ближайшем будущем на этом сегменте также будут сосредоточены большие усилия.

Неплохо обстоят дела компании и в других отраслях: уже принесла свои плоды начатая более года назад работа в банковском секторе (заключены контракты с МДМ-банком, Укрсиббанком и Уральским банком реконструкции и развития), появились новые клиенты в сфере страхования («Прогресс-Гарант» и СОГАЗ) и телекоммуникаций («Мегафон»). В «тяжелых» отраслях в активе SAP договоры с «Росэнергоатомом» и Трубной металлургической компанией, ДСК № 2 и санкт-петербургским метрополитеном.

Всего за прошлый год было заключено 48 контрактов, из них 26 — с новыми клиентами, а количество проведенных инсталляций составило 278. По направлениям деятельности общий доход компании распределился следующим образом: 13,1 млн. евро были получены за услуги сопровождения (это на 39% больше, чем в 2002 году), 38,5 млн. — от продажи лицензий (рост — 4%), еще 24,2 млн. принесли консалтинг и обучение (рост — 30%).

В долгосрочные планы SAP входит продвижение в СНГ решений и для предприятий малого и среднего бизнеса.

«Хотя мы по-прежнему не рассматриваем этот сегмент в качестве серьезной составляющей нашего бизнеса, во всяком случае, в ближайшие три года, — отметил Шлыков, — мы хотим встретить вероятных противников, спускаясь с горы, в то время как они поднимаются вверх».

Для «ведения войны на чужой территории» в арсенале компании имеются решения SAP Business One и mySAP All-in-One. Первое руководство SAP характеризует как «несложное, но сильное», а второе — как «полное и легко адаптируемое». Для укрепления позиций в новом для компании сегменте, по словам Шлыкова, сейчас ведется активная работа по поиску в СНГ подходящих партнеров, количество которых в прошлом году увеличилось до семи. Появились и первые заказчики — покупателями mySAP All-in-One стали десять российских и украинских компаний.

На мировом рынке минувший год также явился для SAP достаточно успешным. Чистая прибыль составила 1,08 млрд. евро (что более чем в два раза выше показателя 2002 года), а занимаемая рыночная доля — 59%. (В России этот показатель несколько ниже — по данным IDC за 2002 он составлял 48,4%.) Общий же доход компании в мире в прошлом году вырос на 13%; доход от продажи лицензий увеличился на 12%. В мировом масштабе особенно примечательны успехи компании на относительно новом для нее рынке CRM-систем: по словам Шлыкова, в четвертом квартале прошлого года доходы от продажи лицензий на mySAP CRM наконец-то превысили аналогичный показатель основного конкурента — компании Siebel, сделав SAP лидером в этой области рынка. 


Новые лица «нового лица»

Вместе с подведением итогов года в начале марта SAP объявила о двух новых назначениях в руководстве представительства. Теперь должность директора по маркетингу компании занимает Борис Вольпе, возглавлявший до этого управление продуктов и маркетинга проекта «Альфа Банк Экспресс».

Вторым новым человеком в SAP в СНГ и странах Балтии стал Павел Лубуж, пришедший на позицию директора по продажам и развитию бизнеса.

Хотя совсем «новым» его назвать нельзя — с 1994-го по 2001 год он уже работал в SAP: вначале консультантом, а затем директором сектора нефтегазовой промыш?ленности.

В 2001-2003 годах Лубуж занимал пост заместителя директора российского отделения консалтинговой компании Accenture, где отвечал за бизнес в ресурсных отраслях и госсекторе.

По словам главы представительства, новые назначения помогут существенно расширить присутствие SAP на рынках СНГ и Балтии, а также полностью обновить маркетинговую стратегию.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями