Исполнительный директор Lexmark в странах СНГ: «Важнейшим для нас остается работа на корпоративном рынке»
Сергей Шахов: «Lexmark... считает своими конкурентами преимущественно равные себе по уровню компании»

Об итогах деятельности Lexmark на российском рынке в 2003 году редактор еженедельника Computerworld Россия Игорь Кондратьев побеседовал с исполнительным директором Lexmark в странах СНГ Сергеем Шаховым.

Какие события минувшего года в наибольшей степени повлияли на развитие рынка офисной и домашней печати (монохромной и полноцветной, лазерной и струйной)?

Самым важным было то, что в прошлом году на рынке принтеров продолжали развиваться тенденции, сложившиеся в предшествующие годы. Речь идет прежде всего о стремительной миграции младших моделей лазерных принтеров в сегменты с более высокой скоростью печати. Если во второй половине 90-х годов монохромные лазерные принтеры начального уровня печатали со скоростью 4-6 стр./мин (в лучшем случае — не более 8 стр./мин), то сегодня скорость печати в 12 стр./мин уже выглядит анахронизмом. Нет сомнений в том, что массовый рынок младших моделей лазерных принтеров вот-вот начнет стартовать с уровня 16-20 стр./мин.

В сегменте устройств полноцветной лазерной печати в минувшем году, как и следовало ожидать, продолжалось снижение нижнего ценового порога, а на рынке струйной печати — опережающий рост продаж многофункциональных устройств. Вероятнее всего, в текущем году струйные МФУ займут до 60% рынка струйных устройств в Соединенных Штатах и до 40% — в Западной Европе, да и российский рынок будет быстро двигаться в том же направлении.

Еще одна тенденция, затрагивающая рынки струйной и персональной лазерной печати, проявляется все более отчетливо: принтеры становятся массовым потребительским товаром, и их покупка уже не воспринимается как что-то неординарное. Отсюда — растущая доля продаж принтеров через супермаркеты, а также появление на рынке новых игроков из числа производителей бытовой техники.

Оправдались ли прогнозы развития российского рынка?

В общем наши прогнозы оправдались, хотя темпы роста рынка в целом и его отдельных сегментов оказались выше наших ожиданий.

Каковы главные итоги прошедшего календарного года для российского представительства Lexmark? Какое событие стало наиболее важным для компании?

Мы довольны прошлогодними результатами, поскольку нам удалось решить практически все намеченные задачи. Прежде всего, мы успешно вывели на рынок новые принтеры, были заменены все модели струйных и подавляющее большинство лазерных принтеров. Кроме того, мы предложили российскому рынку устройства — фотопринтеры и МФУ бизнес-класса, ранее не представленные в модельном ряду Lexmark.

Очень удачным мы считаем прошедшее минувшим летом, когда наши дистрибьюторы прошли курс обучения в рамках традиционной программы Printer University. Это мероприятие придало новый импульс развитию нашего дистрибьюторского канала.

Какое направление бизнеса для Lexmark было стратегическим в минувшем году и станет таковым в наступившем?

Важнейшим для нас была и остается работа на корпоративном рынке. Нам есть что предложить крупным заказчикам: это и широчайший модельный ряд Lexmark, и прогрессивные адаптируемые решения печати, и индивидуальный подход к каждому из потенциальных клиентов.

Кого в компании считают главным конкурентом на рынке цветной офисной печати?

Lexmark, занимая второе-третье место на мировом рынке, считает своими конкурентами преимущественно равные себе по уровню компании. На лазерном рынке это, безусловно, Hewlett-Packard.

Собирается ли компания активнее осваивать другие ниши, например малотиражной офисной полиграфии?

Поскольку в Lexmark не делали никаких официальных заявлений о планах по выходу на новые для компании сегменты рынка, я не вправе отвечать на этот вопрос. Могу только еще раз подчеркнуть, что Lexmark является единственной среди ведущих производителей принтеров компанией, выпускающей исключительно печатающие устройства и сопутствующие им изделия. Традиционно область интересов Lexmark ограничивается массовыми рынками средств домашней и офисной печати, и вряд ли можно ожидать кардинальных изменений этой политики.

Насколько успешно продаются предлагаемые Lexmark МФУ на домашнем и офисном рынке? Какова доля продаж МФУ в совокупном объеме сбыта печатающих устройств?

Мы вполне удовлетворены результатами продаж струйных МФУ. Уверены, что недавний вывод на российский рынок струйных МФУ бизнес-класса и первого для Lexmark лазерного МФУ начального уровня, а также реализация ближайших планов по расширению спектра многофункциональных устройств позволят нам добиться еще больших успехов. Хотя пока удельный вес продаж МФУ в общем объеме реализации струйных принтеров еще невелик (менее 5%), доля Lexmark на этом новом для России рынке составляет, по оценке IDC, не менее 17%.

Какие изменения в сети сбыта и сервисной сети Lexmark произошли за последний год?

Во-первых, в течение прошлого года заметно выровнялась работа всех наших дистрибьюторов. Во-вторых, и это перекликается с рассмотренными выше тенденциями на рынке, доля крупных розничных продавцов в совокупном объеме наших продаж стала настолько заметной, что теперь можно рассматривать их в качестве важного самостоятельного канала сбыта.

В-третьих, продажи наших принтеров на открытых рынках сократились до незначительных величин. В-четвертых, в прошлом году увеличилось число компаний, имеющих статус «серебряных», «золотых» и «платиновых» дилеров Lexmark, и выросла доля продаж через них. Наконец, мы отмечаем рост объемов продаж продукции Lexmark в тех регионах, например на Дальнем Востоке, где ранее у нас не было столь сильных позиций.

Авторизованная сервисная сеть в количественном отношении увеличилась более чем на 20 центров и теперь включает 85 организаций в 60 административных регионах страны. Качественные изменения, произошедшие за минувший год, выражаются в том, что нам удалось существенно сократить сроки доставки запасных частей, благодаря чему уменьшились сроки гарантийных ремонтов.