Компания Apple IMC подвела итоги года

В апреле прошлого года ком?пания Apple впервые представила устройства хранения информации — дисковые системы Xserve RAID. Как заявил генеральный директор Apple IMC Александр Доманицкий, их всегда не хватало партнерам компании для построения законченных решений. Теперь соответствующий пробел не просто ликвидирован. Продукция Apple в данной категории отличается рекордными показателями: стоимость хранения информации в ее RAID-системах не превышает 3 долл. за гигабайт.

В числе наиболее значимых для Apple событий минувшего года стал выпуск компьютеров на базе PowerPC G5 — первого 64-разрядного процессора для настольных систем. Еще одним важным фактом прошлогодней деятельности Apple стало расширение модельного ряда ЖК-дисплеев: в его составе, в частности, появилось новое 20-дюймовое широкоформатное устройство Cinema Display с разрешением 1680х1050 точек. Изменилась и ценовая политика компании в отношении ЖК-мониторов: теперь, по утверждениям ее представителей, устройства Apple соизмеримы по цене с аналогичными продуктами других поставщиков.

Главным программным продуктом прошлого года стала новая версия Mac OS X — 10.3 (известная под кодовым названием Panther), в которую внесено более полутора сотен различных улучшений по сравнению с предыдущей версией этой операционной системы. К явным достоинствам обновленной ОС можно отнести, в частности, более удобный интерфейс и более корректную работу в гетерогенных сетях.

Начало нынешнего года тоже не обошлось без новшеств: на традиционной выставке Macworld в Сан-Франциско были представлены два новых устройства — iPod mini и сервер Xserve G5 высотой 1U с возможностью установки до двух процессоров PowerPC G5/2 ГГц. Как сообщили в Apple IMC, оба устройства станут доступными для российских пользователей во втором квартале.

Год ноутбуков закончился

Представляя 12- и 17-дюймовые портативные компьютеры в начале прошлого года, Стив Джобс окрестил предстоящий сезон «годом ноутбуков» (см. «Наступил год ноутбука», Computerworld Россия от 21 января 2003 года). Впрочем, минувший год стал таковым не только для Apple, но и для многих других поставщиков.

По итогам прошлого года доля мобильных систем в совокупном объеме продаж компьютеров Apple составила примерно 41%. Характеристика Джобса, пожалуй, даже более применима к российскому рынку: соответствующий показатель здесь заметно превысил общемировой уровень (48,5%). Кстати говоря, подобная же ситуация сложилась и по результатам 2002 года, который в нашей стране для Apple прошел «под знаком программного обеспечения», правда, разница тогда оказалась менее ощутимой: в России доля ноутбуков составила 39% от всего объема проданных компьютеров Apple, на глобальном уровне — 37%.

Компания Apple IMC, входящая в группу DPI и являющаяся официальным представителем Apple Computer в России, продала в минувшем году 4078 ноутбуков, причем три четверти этого количества приходится на потребительский сегмент. По темпам роста лидерство осталось за корпоративным рынком: по сравнению с 2002 годом он вырос на 237%, в то время как прирост на потребительском сегменте составил 136%. Более чем двукратное увеличение объема сбыта мобильных компьютеров объясняют в Apple IMC в том числе и расширением модельного ряда.

Успех компании на рынке ноутбуков особенно выделяется на фоне отсутствия роста сбыта настольных компьютеров: по сравнению с 2002 годом их продажа выросла менее чем на 2,5%. При этом на потребительском рынке наблюдался спад (на 8%). В Apple IMC объясняют подобное положение тем, что преобладающая часть профессиональных пользователей ждала новых компьютеров на базе PowerPC G5, которые стали доступными для покупки лишь в конце минувшего года, а также тем обстоятельством, что новые компьютеры для потребительского сегмента iMac и eMac оказались дороже своих предшественников — моноблоков на основе ЭЛТ-мониторов.

В целом сбыт всех категорий компьютеров Apple в России составил в минувшем году 8403 единицы, что на 22% больше соответствующего показателя за предыдущий год.

Вертикали Apple

С 2002 года начала действовать рассчитанная на 4,5 года совместная программа европейского подразделения Apple и российской Apple IMC, названная Think Russian. К числу основных целей этой программы в минувшем году относились развитие вертикальных рынков, наращивание регионального присутствия и улучшение поддержки конечных пользователей.

Apple IMC фокусирует усилия на четырех наиболее приоритетных вертикальных рынках: дизайна и графики, цифрового аудио и видео, розничных продаж и образования. На каждом из них компания решала в прошлом году определенные задачи. Так, например, в области дизайна и графики повышенное внимание уделялось популяризации возможностей Mac OS X с целью миграции на эту платформу крупных заказчиков, а в сфере розничных продаж — созданию сети точек продаж продукции Apple на основе концепции «магазин в магазине».

В рамках расширения регионального присутствия компания Apple IMC открыла шесть новых офисов в крупнейших российских городах, одна из главных задач которых — помощь партнерам в работе над сложными проектами. В результате доля региональных продаж (за пределами Москвы и Санкт-Петербурга) в прошлом году составила 19% (в 2002 году — 12%). Как полагает Доманицкий, в ближайшем будущем соотношение объемов сбыта между Москвой и регионами достигнет баланса 50:50.

С точки зрения улучшения поддержки конечных пользователей можно отметить выпуск образовательной литературы и пособий, создание демонстрационных площадок на базе некоторых заказчиков (для апробирования конкретных решений в реальных условиях) и ряда учебных центров, дополняющих функции центра компетенции, созданного в структуре Apple IMC в 2002 году, а также организацию службы поддержки пользователей. Для заказчиков, специализирующихся в области видеомонтажа, где очень критичны временные параметры выполнения работ, предложена программа Care Plan (замена оборудования в течение суток, выезд специалиста в течение трех часов с момента уведомления о возникшей проблеме, открытие горячей телефонной линии).

Предпринятые компанией в прошлом году шаги позволили ей добиться прироста объема бизнеса на 49% (в денежном выражении) и обеспечить первое место в регионе CEMEA (охватывает страны Центральной Европы, Ближнего Востока и Африки) по объему продаж продукции Apple.

Чего ждать от Apple

Планы Apple IMC на нынешний год весьма агрессивны. Оно и понятно: при анонсе программы Think Russian говорилось о цели достичь к концу 2006 года ежегодного объема продаж компьютеров Apple на уровне «не менее 25 тыс. штук». Правда, итоги 2003 года (абсолютные величины и динамика роста по сравнению с 2002 годом) пока не дают повода рассчитывать на достижение установленной планки.

Однако в Apple IMC полагают, что к концу 2006 года все-таки выйдут на намеченные показатели. По крайней мере, предположения о возможности коррекции прогноза в компании твердо отметают. Задачи очередного этапа программы Think Russian были одобрены в конце октября — начале ноября.

Основные направления развития компании на текущий год остаются прежними и предусматривают дальнейшее развитие вертикальных рынков, расширение регионального присутствия и предложение дополнительных услуг конечным пользователям.

Особый акцент будет сделан на увеличении розничных продаж. Опыт по развитию этого рынка в российской столице будет постепенно распространяться на другие регионы страны.

В сфере региональной политики компания намерена двигаться в сторону системы так называемых «региональных хабов» — так в Apple IMC решили именовать офис, отвечающий за весь бизнес компании в соответствующем регионе.

В плане заботы о конечном заказчике компания намерена расширить спектр предлагаемого программного обеспечения и образовательных курсов (для различных категорий пользователей) и запустить программу поддержки пользователей AppleCare.


Где место Wacom?

Представляя итоги минувшего года, российская компания обнародовала только результаты, относящиеся к продаже оборудования Apple в России. Между тем, вследствие внутренней реорганизации бизнеса группы компаний DPI, Apple IMC стала отвечать за сбыт графических планшетов Wacom. При передаче этого направления в Apple IMC подразумевалось, что сбыт оборудования Apple не только не пострадает от подобного приобретения, но даже выиграет, поскольку продукция обеих фирм ориентирована на одни и те же рынки. Но оказывается, история с передачей Wacom еще не закончилась: как сообщили в Apple IMC, в связи с объявлением совместной с Wacom инвестиционной программы SmartTouch, в ближайшее время направление графических планшетов будет выделено в отдельную компанию.


Что продается в России?
За прошедший год распределение продаж оборудования Apple по вертикальным рынкам претерпело некоторые изменения. Основная часть продукции компании по-прежнему потребляется дизайнерами, однако быстрый рост других направлений привел к уменьшению доли этого сегмента на 10%. Заметнее всего (приблизительно в полтора раза) выросли продажи в образовательный сектор и в розницу (более чем на 30%).

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями