Несмотря на дефицит ноутбуков в четвертом квартале, Toshiba сохранила первую позицию среди иностранных производителей
Из появившихся в январе ноутбуков особо отмечены Satellite A40 и Satellite Pro A40, основные достоинства которых — высокая производительность, мультимедийные возможности и стильный дизайн

Подводя итоги 2003 года, глава представительства Toshiba Эндо Хироши выделил основные тенденции рынка ноутбуков прошедшего года. Год оказался сложным в том числе из-за появления новых игроков, привлеченных развивающейся экономикой России, однако компании удалось сохранить первое место среди иностранных производителей.

Итоги

Бурный рост российского рынка мобильных компьютеров выгодно выделяет нашу страну на фоне Европы, несмотря на то что в 2003 году практически во всех странах региона ЕМЕА (Европа, Ближний Восток, Африка) наблюдался рост продаж. Представитель европейского офиса Сандор ван дер Хам пообещал, что теперь рынку России будет уделяться больше внимания. Это не просто вежливые слова — из-за тотального дефицита ноутбуков в четвертом квартале было удовлетворено менее 50% заявок, что привело к снижению доли Toshiba на рынке и позволило опасно приблизиться конкуренту — компании ASUSTeK. Перебои с поставками объясняются неудовлетворенным спросом на 15-дюймовые матрицы, от которого пострадало большинство ведущих производителей.

В регионе EMEA, по данным Toshiba, в четвертом квартале 2003 года компания сохранила третье место (около 9% рынка) после Hewlett-Packard и Acer (примерно по 18%); борьбу за первые места сейчас ведут только мировые лидеры.

Взрывной рост продаж ноутбуков в прошлом году привел к увеличению доли портативных компьютеров в общих продажах ПК в России до 7,4% (281 тыс. из 3,5 млн.). На рынке появились новые иностранные игроки — Samsung и LG, заметно активизировались iRU и MaxSelect. Пока, по данным Gather, корейские компании не получили заметной доли, но Toshiba готовится отразить их натиск. Российские производители повышают конкуренцию прежде всего в нижнем ценовом секторе.

В 2003 году произошло некоторое перераспределение рынка. Доля лидера, Rover Computers, составила 23,2%. Второе место (9,9%) у «НКА-Групп» и на третьем To?shiba с 9,4%. Стоит упомянуть, что в отчете Gartner отсутствуют данные по продажам компании ASUSteK; по оценке представителей Toshiba, у нее второе место среди иностранных производителей. Эта картина значительно изменится, если учесть «серые» поставки, которые в Toshiba деликатно именуют «параллельными»: доля этой компании вырастет до 17%.

Новинки

Toshiba разделяет свои ноутбуки на три класса («качество и привлекательная цена», «средний класс», «высокопроизводительные ноутбуки с максимальными возможностями»), а рынок — на пять секторов: корпоративный (модели Tecra), малого и среднего бизнеса, домашних офисов, домашнего использования (везде предлагаются модели Satellite и Satellite Pro), высокомобильных пользователей (Portege).

Основной упор в 2004 году будет сделан на модели с ОС Windows XP Professional (она ориентирована на офисные сети) и новейшими процессорами Intel, на увеличение доли аппаратов на платформе Centrino, с беспроводными адаптерами Bluetooth, а также видеоплатами компании nVidia. Перечисленным требованиям хорошо удовлетворяет серия Satellite Pro, модельный ряд которой будет расширен четырьмя новыми моделями (в прошедшем году появилась только одна).

Из появившихся в январе ноутбуков особо отмечены Satellite A40 и Satellite Pro A40, основные достоинства которых — высокая производительность, мультимедийные возможности и стильный дизайн. Так, Pro А40 позиционируется как высокопроизводительный компьютер для потребителя, выбирающего качество по доступной цене (сектор малого и среднего бизнеса), а А40 — для молодежи, ценящей стильные и мощные ноутбуки.

Корпоративная модель Tecra М2 легче предшественницы М1 (2,26 кг вместо 2,8). Время автономной работы увеличено до четырех часов (с шестиячеечным аккумулятором), применение 12-ячеечной батареи повышает его до восьми часов. Ноутбук построен на платформе Centrino, обладает 14,1-дюймовым дисплеем, встроенными джойстиком и сенсорной панелью, корпус выполнен из магниевого сплава, применяется графический ускоритель nVidia.

Планы

Разумеется, Toshiba планирует сохранить лидерство среди зарубежных марок. Для этого в российском офисе намерены бороться с «серым» рынком: удалось добиться соглашения с центральным офисом, по которому за ремонт «серой» модели придется оплачивать пересылку комплектующих, что составит 250-400 долл. Эти расходы несет поставщик техники, поэтому снизится выгода от прямых поставок из США. В представительстве надеются снизить долю «серых» ноутбуков до 15-20% с нынешних 35-40%. Будет расширен охват территории России и стран СНГ. Развивается сервисная сеть, в заключительную стадию вступили переговоры по выбору компании, которая будет обслуживать Toshiba на территории России.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями