За восемь лет до приснопамят?ной «Проблемы 2000 года» случилась менее масштабная вспышка волнений по поводу угрозы компьютерным системам
Вирус Michelangelo был обнаружен в 1991 году. Это был типичный для того времени DOS-вирус, распространявшийся при обмене дискетами, он заражал загрузочные сектора гибких дискет и жестких дисков

Вирус Michelangelo был обнаружен в 1991 году в Новой Зеландии. Это был типичный для того времени DOS-вирус, распространявшийся при обмене дискетами, он заражал загрузочные сектора гибких дискет и жестких дисков. Michelangelo вел себя пассивно во все дни, за исключением 6 марта. Каждый год в этот день при загрузке инфицированной системы Michelangelo записывал произвольные данные в случайном порядке на диск и тем самым выводил компьютер из строя. Свое название вирус получил за совпадение даты его оживления с днем рождения великого Микеланджело Буонаротти. Более ничем он не примечателен, к тому времени компьютерных вирусов в неделю находили по несколько штук, уже начала складываться антивирусная индустрия. Казалось бы — штатная ситуация, ничего особенного.

Единственной особенностью вируса являлась его упомянутая «однодневность». Это неочевидным образом и привело к тому, что события стали принимать, как позже стало понятно, почти анекдотический характер. В январе 1992 года один из производителей ПК сообщил, что им было поставлено на рынок 500 зараженных компьютеров, другая компания, софтверная, — что продала 900 зараженных программных пакетов, третья — что каждый новый ее ПК будет снабжаться антивирусным программным обеспечением...

Сработала положительная обратная связь. Агентство United Press International опубликовало манифест непонятно откуда взявшейся и куда потом девшейся группы энтузиастов, именовавшей себя «Международное партнерство против компьютерного терроризма». Вслед за тем появилось интервью известного антивирусного специалиста Джона Макафи, в котором он утверждал, что сотни тысяч компьютеров по всему миру станут 6 марта жертвами Michelangelo. Спустя всего несколько дней агентство Reuters не смогло устоять перед конкурентом и распространило сообщение, ссылаясь на того же Макафи, что число зараженных компьютеров достигнет 5 млн., — ситуация преподносилась как катастрофическая. Компания Symantec подлила масла в огонь, опубликовав большие рекламные сообщения о бесплатном распространении «антидотов» — средств защиты от Michelangelo. Другие антивирусные компании тоже не отставали.

Конечно, и в этих условиях оставались эксперты, сохранявшие рассудок и высказывавшие совершенно здравые мысли, но их, как обычно, не слушали..

Усилиями средств массовой информации создалась паническая ситуация. В некоторых случаях поведение толпы становилось истерическим. Люди ночами стояли в очереди за «антидотами», а ставшая знаменитой процедура бесплатного распространения антивирусного ПО в кампусе университета города Питтсбурга привела к массовым волнениям. Для обозначения этого феномена поведения толпы даже появилось специальное название — истерический синдром вируса Michelangelo.

Но прошла ночь, наступило утро 6 марта, и практически ничего не произошло, зараженными оказались не более нескольких десятков тысяч персональных компьютеров. Испытав фиаско, пресса и другие средства масс-медиа приумолкли — или, наоборот, начали издеваться над недавними тревогами. К сожалению, нельзя сказать с уверенностью, явился ли благополучный исход событий как 1992-го, так и 2001 года следствием переоценки угрозы или эффективных мер борьбы с ней.

В целом же события, связанные с Michelangelo, имели последствия скорее позитивные. По данным многих аналитиков, общий уровень зараженности благодаря широкому применению антивирусных программ существенно упал.

Что же касается угрозы ежегодного повторения атаки Michelangelo, то она оказалась ложной. McAfee Labs накануне 6 марта получает несколько десятков писем с просьбой оценить возможность «нападения» и отвечает, что никакой опасности не существует. А Symantec AntiVirus Research Center утверждает, что известно всего о двух случаях заражения Michelangelo после 6 марта 1992 года.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями