По сравнению с 2002 годом радикальных изменений на российском рынке ИТ-образования в минувшем году не произошло
Рынок ИТ-образования стремительно растет, однако — не без перекосов. Некоторых специалистов уже слишком много, других по-прежнему не хватает

Если не произойдет ничего экстраординарного, то тенденции рынка ИТ-обучения, отмеченные в 2003 году, получат закономерное продолжение в наступившем 2004-м. В этих тенденциях находят отражение как новые информационные технологии и потребности в специалистах, владеющих ими, так и изменения внутри ИТ-служб заказчиков, вызванные сменой подходов к управлению бизнесом и развитию персонала. Что же мы получили в наследство от ушедшего года, какие его веяния российские учебные центры сочли наиболее значимыми?

Клиент интересуется

По сравнению с 2002 годом радикальных изменений в минувшем не произошло, образовательный рынок рос вместе с ИТ-рынком и спросом на сертифицированных специалистов со стороны бурно развивающихся ИТ-компаний и их корпоративных клиентов.

Между тем, по мнению руководителя отдела перспективного развития тренинга Redcenter Владимира Берлизова, на рынке образовалось «почти избыточное» количество сертифицированных специалистов, большая часть которых обладает престижным статусом MCSE (Microsoft Certified Systems Engineer). Поэтому предъявляемые к ним требования сильно ужесточились: чтобы претендовать на серьезную должность, теперь нужно обладать еще и статусами CCIE (Cisco Certified Internetworking Expert), CCNP (Cisco Certified Network Professional) и SCNA (Security Certified Network Architect).

Потребность разработчиков ПО установить авторский надзор за внедрением своих решений у клиентов — наиболее значимая тенденция рынка, считает руководитель консультационного центра корпорации «Галактика» Татьяна Подмазова. При этом их возможность влиять на качество внедрения напрямую зависит от эффективности обучения специалистов партнерских фирм, индикатором которой призвана служить сертификация.

Генеральный директор учебного центра «Микроинформ» Борис Фридман отметил очевидный интерес крупных заказчиков к подготовке специалистов на авторизованных курсах, однако для многих корпоративных клиентов сертификация отнюдь не является единственным «светом в окошке», тем более, когда есть довольно привлекательная альтернатива. А по словам директора по маркетингу и продажам компании «Интерфейс» Галины Антипиной, в 2003 году наблюдалось продолжение роста популярности авторских курсов обучения.

Разработанные преподавателями учебных центров авторские курсы не только могут быть адаптированы к потребностям заказчиков, но и часто оказываются дешевле, в то время как объем и качество получаемых знаний, как правило, превосходят стандартные программы вендоров.

«По нашей статистике, факт ?авторизованности? курсов обучения важен в основном специалистам, которые планируют смену места работы и за счет сертификатов от производителей ПО пытаются поднять свою стоимость на рынке», — считает Антипина. Эта практика формируется не без участия работодателей, отбирающих кандидатов по формальным признакам — дипломам.

К перспективным направлениям и формам обучения сегодня относятся дистанционное обучение и информационная безопасность. Практически нет центра, который не отметил бы резкий скачок в развитии дистанционного обучения и по-прежнему растущее внимание к решениям и продуктам в области информационной безопасности и не предпринял бы мер для усиления своих позиций на этих фронтах. В учебном центре «Информзащита» особенно ощутимым было повышение интереса к обучению со стороны среднего и мелкого бизнеса, при этом заказчики стали чаще выбирать углубленные и, соответственно, более продолжительные курсы. Директор учебного центра «Форс» Андрей Васильев отметил также увеличение спроса на обучение по ERP-системам.

Расстановка сил на образовательном рынке оставалась стабильной в течение очень длительного периода времени. Фридман по-прежнему считает главным сдерживающим фактором роста количества учебных центров и их развития, а также рынка образовательных услуг в целом неоправданное занижение стоимости обучения на российском рынке в два-три раза по сравнению с общемировыми ценами.

Между тем спрос нарастает, поэтому теперь, наряду со специализированными учебными центрами, консалтинговыми фирмами и системными интеграторами, предоставляющими заказчикам услуги обучения в рамках проектов, растет число компаний-посредников, предлагающих курсы других центров.

Культура требует

Укоренению в России корпоративной культуры развития персонала способствует не только то, что знания ИТ-специалистов нуждаются в частом обновлении, но и тщательное отслеживание руководителями бизнеса западных тенденций. «Российские компании сегодня осознают необходимость управления процессом получения знаний и навыков своих сотрудников», — заметил руководитель «Академии MBS» Александр Туманов.

Причем начальство все больше волнуют не их абстрактные знания, а обучение персонала в привязке к реальным задачам организации в рамках корпоративных университетов или специальных программ, ориентированных на решение таких задач.

Вместе с тем отношение крупных заказчиков к учебным центрам и их требования к ним принципиально изменилось. Если раньше фирма заказывала обучение специалистов по выбранному направлению, то теперь на учебный центр возлагаются функции по подготовке и переподготовке кадров предприятия по всем направлениям. Кроме того, центр решает большую часть задач, связанных с повышением квалификации сотрудников фирмы. По словам Берлизова, в таких случаях обычно заключается контракт, который, помимо собственно обучения, включает предварительное, промежуточное и финальное тестирование с целью проверки уровня подготовки специалиста на каждом этапе обучения.