Для клиента очень важно, чтобы поставщики понимали особенности его бизнеса, могли максимально эффективно адаптировать универсальные ИТ-решения под определенные бизнес-процессы
Тод де Лотер: «В условиях роста сложности современных ИТ-инфраструктур самым критичным для пользователей становится способность поставщиков ИТ-продуктов обеспечивать возможность управления распределенной корпоративной системой»

Форумы, аналогичные HP Software Universe, позволяют выслушать мнение различных специалистов по актуальным вопросам, что в ряде случаев дает возможность сформировать всестороннее представление о взгляде компании на конкретную проблему. На вопросы Computerworld Россия отвечают: Тод де Лотер, вице-президент и генеральный менеджер подразделения программных систем компании HP; Питер Кнапп, директор по глобальному стратегическому альянсу с SAP (подразделение HP Service), Стив Глагов, директор по разработке программных проектов компании HP в регионе EMEA.

Какие факторы сегодня больше всего влияют на выбор пользователем того или иного ИТ-решения?

Тод де Лотер (ТД): Сколько бы игроки ИТ-рынка ни расхваливали свои новые концепции, все равно пользователь будет усматривать в них очередную попытку продать конкретное решение. В условиях роста сложности современных ИТ-инфраструктур самым критичным для пользователей становится способность поставщиков ИТ-продуктов обеспечивать возможность управления распределенной корпоративной системой. Кроме этого, для клиента очень важно, чтобы поставщики понимали особенности его бизнеса, могли максимально эффективно адаптировать универсальные ИТ-решения под определенные бизнес-процессы.

Стив Глагов (СГ): На мой взгляд, критичным становится показатель возврата на инвестиции, а также скорость и сложность инсталляции решения. Весьма важны условия сопровождения, предоставляемые поставщиком услуг, — нельзя купить только технологии. В некоторых случаях определяющим становится обеспечение возможности сопровождения решения силами самого заказчика. Кроме этого, многие клиенты начинают серьезно рассматривать определенные предложения только при наличии уже имеющегося положительного опыта использования аналогичных решений.

Нет ли у вас ощущения кризиса в ИТ, в частности, отрыва теории от практики, науки от бизнеса, маркетинга от реальных потребностей пользователей?

ТД: Безусловно, именно сегодня нужен мост между ИТ и бизнесом, и этому, в частности, должны способствовать самоорганизуемые адаптивные инфраструктуры.

Питер Кнапп (ПК): Да, такой разрыв имеется, поэтому основной целью нашего сотрудничества с SAP станет помощь заказчикам в интеграции бизнес-процессов, программных средств и информационных инфраструктур. У заказчиков появится возможность сократить эксплуатационные расходы и перераспределить ограниченные ресурсы для работы по тем направлениям, которые способствуют реализации новаторских методик. Задача нашей совместной инициативы, опирающейся на стратегии управления программными средствами от SAP и адаптивного управления от HP, — реализовать такую интеграцию путем предоставления совместных услуг, призванных обеспечить координацию между бизнесом — решениями SAP и информационными инфраструктурами заказчиков.

Как в решениях поддерживается взаимодействие бизнеса и ИТ?

ТД: Один из подходов — это ILM, в котором интегрируются бизнес-приложения, аккумулирующие опыт бизнеса по каждому конкретному вопросу. Отличие нашего подхода состоит в максимальном использовании уже существующих приложений и методик, разработанных как самими заказчиками, так и другими поставщиками ИТ-решений.

СГ: Это выглядит следующим образом. Системный администратор вместе с представителями бизнеса определяет требования к системам, необходимым для решения бизнес-задачи, устанавливает приоритеты и т. п., то есть определяет политики в виде спецификаций. Данная информация поступает на вход прикладных программ, отвечающих за выполнение бизнес-задач и, с точки зрения администратора, выступающих как черный ящик. На выходе получаем новую ИТ-службу, способную независимо от вмешательства человека управлять работой инфраструктуры в заданных параметрах.

ПК: Обеспечение связи ИТ-инфраструктуры и бизнес-приложений должно быть результатом, в частности, альянсов типа HP и SAP. Продукты последней настраиваются на требования бизнеса с помощью интерфейсов, отражающих изменения в бизнес-процессах и формируемых в результате совместной работы заказчика и консультантов. Данная работа регламентируется, в частности, такими стандартами, как ITSM HP Reference Model и SAP IT Service & Application Management. Система mySAP Business Suite помогает организациям из различных стран мира оптимизировать свою основную деятельность за счет решений, предназначенных для эффективной автоматизации специфических бизнес-процессов, лежащих в основе деятельности предприятий различных отраслей: от аэрокосмической промышленности до коммунальных услуг.

Какие проблемы появляются при продвижении концепции Adaptive Enterprise?

ТД: Барьеры возникают на разных уровнях. Сегодня накоплено много различных продуктов и решений — пришло время синтеза. Давно пора научиться организовать совместную работу необходимых для бизнеса приложений. Однако на этом пути возникает ряд барьеров, например боязнь реорганизации и несовместимость технологий. Очень важно сотрудничество с такими компаниями, как SAP — ближе стоящих к бизнесу, чем поставщики ИТ.

ПК: Критичным является скорость внедрения — время до момента получения первых результатов. Как только заказчики получат первый положительный опыт и почувствуют реакцию на изменения, внедрение AE будет проще. Проблема также в самих клиентах — концепция AE требует соблюдения стандартов, да и предполагаемые изменения далеко не всем могут показаться простыми.

СГ: Сегодня заказчикам не хватает знаний об АЕ, которые надо добывать самим или получать от консультантов, однако консалтинг стоит денег, а иногда трудно заранее оценить необходимость таких затрат. Для успеха AE требуется взаимопонимание всех игроков ИТ-рынка, а в настоящий момент имеется разнобой в осознании концепции AE различными поставщиками.

Способны ли Web-службы помочь бизнесу преодолеть разрыв с ИТ?

СГ: Благодаря этим технологиям удается обеспечить непосредственное взаимодействие типа «точка-точка» между машинами без вмешательства человека. В этом и есть революционность — впервые появилась возможность интеграции платформ, что очень важно в условиях адаптивного предприятия. В самой концепции Web-служб нет ничего принципиально нового — идея интеллектуальных агентов была предложена уже давно, но до поры не была востребована. HP начала инвестировать в технологии Web-служб в 1997 году и вскоре реализовала брокер обеспечения безопасности для проекта обработки кредитных карт. Благодаря UDDI-каталогу с централизованной Web-службой, HP удалось обнаружить и устранить тогда 90 неавторизованных попыток доступа к счетам кредитных карт, каждая в среднем на 125 тыс. долл. и сразу окупить затраты на систему. Таких примеров можно привести множество.

Есть ли примеры проектов, свидетельствующие о том, что AE уже работает?

ТД: Конкретный пример адаптивного предприятия — Philips Semiconductor, на котором только за счет внедрения ITSM, UDC и OpenView удалось сократить ИТ-расходы со 100 млн. долл. в 2001-м до 65 млн. в 2003 году. Ряд наших заказчиков из различных стран уже сегодня получают реальную отдачу от внедрения адаптивных систем управления, в частности, за счет объединения сотрудников, бизнес-процессов и технологий для достижения более высокой оперативности и эффективности работы подразделений. Arab National Bank — коммерческий банк, имеющий 117 филиалов в Саудовской Аравии, обеспечил управление информационной инфраструктурой, что важно не только с точки зрения поддержания конкурентоспособности, но и для эффективной организации бизнес-процессов. В Avaya внедрение ITSM позволило получить единое и всеобъемлющее представление об удаленно управляемых ресурсах информационных систем и дает возможность моментально оценить влияние тех или иных событий, способных затронуть инфраструктуру, оперативно выработать соответствующий план действий и незамедлительно привести его в исполнение. Набор модульных продуктов и услуг позволил создать масштабируемые адаптивные инфраструктуры управления, обладающие апробированной окупаемостью.