Российские аутсорсинговые компании растут и перепозиционируются
Валентин Макаров: «В 2003 году произошел перелом в отношениях аутсорсинговых компаний с государством»

Спад на мировом рынке вынудил российских офшорных программистов повернуться лицом к клиентам-соотечественникам, которые помогли им пережить нелегкий 2003 год. Но внутренний рынок по-прежнему остается для аутсорсинговых компаний лишь полигоном для отработки проектных технологий и вертикальных решений, предназначенных для более придирчивого западного клиента, а оказание услуг в странах СНГ — способом поддерживать профессионализм разработчиков на мировом уровне. В Соединенных Штатах, которые все еще остаются самым крупным поставщиком заказов, период экономического спада заканчивается, и «офшорники» подготовились к повышению спроса на их услуги.

Штаты обгоняют обороты

До сих пор слабым местом российских аутсорсинговых компаний был их размер, не позволяющий браться за действительно крупные заказы, которые доставались азиатским конкурентам. Теперь наметилась обнадеживающая тенденция: из маленьких фирм они постепенно превращаются в компании средних размеров. Как было объявлено на недавнем заседании пресс-клуба «Руссофт», численность сотрудников в компаниях — членах ассоциации выросла в 2003 году по сравнению с предыдущим в среднем на 30-40%.

При этом темпы роста выручки отставали от увеличения штатов, составив лишь 20-30%, но многие компании рассчитывают на удвоение продаж в 2004 году. Оборот EPAM Systems в 2003 году вырос на 50% и составит не меньше 15 млн. долл., «Аплана» увеличила продажи на 80%, достигнув почти 5 млн. долл., «Телма» рассчитывает выручить в 2003 году около 6-7 млн. долл., «Артезио» — свыше 1,5 млн. долл. Но, по мнению Ильи Биллига, вице-президента по маркетингу Luxoft, нужно расти еще быстрее.

Общий объем российского экспорта продуктов и услуг в сфере разработки программного обеспечения в «Руссофт» оценивают в 350-450 млн. долл. с перспективой роста в течение ближайшего года на 30-40%.

Если говорить о качественных изменениях, то в этом отношении прошедший 2003 год был особенным для разработчиков заказного ПО. Сразу несколько компаний повысили свой уровень сертификации по международным стандартам качества производственных процессов, а также первыми в Европе прошли сертификацию на высшие, четвертый и пятый уровни зрелости по стандартам CMM (Capability Maturity Model) и CMMI (Capability Maturity Model Integration). Для российских клиентов, не привыкших работать в рамках стандартизованного процесса, этот факт не имеет особого значения, и, по мнению некоторых участников пресс-клуба, третьего уровня CMM вполне достаточно для успешной работы.

«Но помимо маркетинговых плюсов, — заявил Биллиг, — при переходе на четвертый и пятый уровни расходы на разработку в Luxoft сократились на 20%, так что сертификация ?проектного конвейера? по международным стандартам качества приносит ощутимый финансовый эффект».

Господдержки-то и не приметили

В числе проблем, тормозящих развитие отрасли наряду с недостатком специалистов и некачественным маркетингом на западных рынках, участники проведенного «Руссофт» опроса называли бессистемность и неэффективность государственной поддержки, налоговую и таможенную политику, позволяющую конкурентам из других стран выигрывать тендеры за счет лучших ценовых условий. В целях экономии российские ИТ-компании даже открывают представительства в странах СНГ; например, VDI открытие офиса в Армении помогло снизить себестоимость разработки на 50%.

Однако, по мнению президента «Руссофт» Валентина Макарова, в 2003 году произошел перелом в отношениях аутсорсинговых компаний с государством, которое сегодня проводит с их участием тендеры в рамках программы «Электронная Россия», инвестирует в ИТ-инфраструктуру и поддерживает экспортную деятельность. Официально государство тратит на ИТ примерно 25 млрд. руб. ежегодно, но, по словам руководителя Департамента корпоративного управления и новой экономики МЭРТ Церена Церенова, на деле этот показатель существенно выше — 50-60 млрд.

«Мы хотим наладить эффективное управление проектами, сейчас проводим реинжиниринг и автоматизацию, в 2004 году вы не узнаете Министерство экономики»,— пообещал Церенов. Кроме того, он предложил возложить функции поддержки отечественных ИТ-компаний за рубежом на торговые представительства России.