В середине января представительство Oracle возобновило пропаганду grid
Глеб Ладыженский: «В основу стратегической политики продажи grid-систем в России ляжет принцип ?точечного? применения технологии»

О необходимости перехода количества накопившихся за последние годы вычислительных мощностей в некоторое новое качество сказано уже немало. И самое часто употребляемое при этом слово — grid. Последняя версия ПО компании — Oracle 10g — нацелена на работу в grid-сетях по определению (g обозначает «grid»). В его состав входят СУБД Oracle Database 10g, сервер приложений Oracle Application Server 10g и не имевший до этого аналогов продукт Oracle Enterprise Manager 10g, предназначенный для управления корпоративными сетями распределенных вычислений. По словам директора по техническому консалтингу российского офиса компании Глеба Ладыженского, этот продукт сможет не только обеспечить эффективную работу систем, но и изменить сами принципы системного администрирования.

В целом же появление и распространение grid-технологий в Oracle оценивают как «вторую после появления Web революцию в Сети»: изначальным назначением Internet было обеспечение распределенных вычислений, но с появлением электронной почты акценты в использовании Сети сместились. Тем не менее ее огромный «вычислительный» потенциал остался, хотя на сегодняшний день практически не используется.

В Oracle не ставят своей целью создание прообраза всемирного суперкомпьютера на основе grid, а предлагают начать с малого — с консолидации вычислительных ресурсов корпоративных сетей. В качестве аргумента в пользу такой консолидации в Oracle приводят данные опроса ИТ-директоров, проведенного Forrester Research, из которых следует, что в среднем серверы ныне используются не более чем на 60% своей мощности, при этом на закупку новых и модернизацию старых ежегодно тратится более 49 млрд. долл. Внедрение же grid-технологий, по словам Ладыженского, сможет значительно улучшить этот показатель, доведя его до 90%. И по оценкам Oracle, только за счет этого компании в регионе EMEA могут экономить до 4,5 млрд. евро в год.

Эффективность применения grid в Oracle предлагают оценивать по трем направлениям: степень «утилизации» неиспользуемых ресурсов (например, в ночное время), разделение ресурсов (организация работы сотрудников, находящихся в различных местах, над одной задачей) и предоставление вычислительных ресурсов по требованию (то есть понимание вычислений как услуги, пригодной для аутсорсинга). С точки зрения корпоративного использования, одной из важнейших задач grid является устранение проблемы «островков приложений» — ситуации, при которой различные приложения (например, модули ERP- или CRM-систем) привязаны к конкретным серверам. Grid же, по определению Oracle, представляет собой кластеры компьютеров или серверов, специальным образом связанных между собой, что позволяет использовать их как общий пул вычислительных ресурсов. Естественно, для практической реализации такого подхода все используемые приложения должны быть «grid-ready», то есть быть приспособленными для работы в корпоративной распределенной сети.

Перспективы продаж 10g в России в Oracle оценивают как хорошие — новой технологией уже интересуются некоторые крупные компании, в частности, представляющие банковский сектор. С другой стороны, тотального распространения grid (во всяком случае, в ближайшем будущем) ждать не следует по двум основным причинам: низкое качество сетей (даже в Москве) и наличие эффективно работающих мэйнфреймов у крупных заказчиков, которые вряд ли захотят отказаться от привычных и отлаженных систем в пользу новой технологии.

Поэтому в основу стратегической политики продажи grid-систем в России, по мнению Ладыженского, ляжет принцип «точечного» применения технологии, при котором каждый заказчик будет использовать (и оплачивать) лишь те преимущества grid, которые ему необходимы. И возможно, в числе клиентов будут как раз небольшие компании, желающие сэкономить на модернизации серверного парка и предпочитающие заплатить за рационализацию использования уже имеющихся мощностей, а не за покупку новых.