Остальные увидят созданный правительст?венный портал только в феврале

Проект создания правительственного портала в рамках ФЦП «Электронная Россия», о начале которого наш еженедельник писал год назад (Computerworld Россия № 1, 2003), входит в завершающую стадию: ИТ-механизм, приводящий в действие «ворота во власть», выполненный специалистами IBS, готов. Осталось заполнить «полки» в свежевыстроенном информационном «шкафу», и в первом квартале 2004 года увидит свет новая версия Internet-ресурса российского правительства.

Как заявил при демонстрации портала директор отделения интеграционных решений IBS Юрий Самойлов, наиболее трудоемкой частью работы была ее консалтинговая составляющая, связанная с описанием процессов и структуризацией информации. Что касается сроков исполнения, они обусловлены темпами, в которых работает государство, в том числе много времени заняли согласования по вопросам безопасности.

Структуру портала образуют три модуля: «Правительство РФ», «Социально-экономическое развитие РФ» и «Государственные услуги», а механизм его работы построен на технологии Microsoft Content Management Server.

Портал предоставляет доступ к базе нормативных документов, выпускаемых всеми правительственными структурами. Разработчики ориентировались на пользователей, ищущих информацию для решения конкретной проблемы, например поиск работы или регистрация предприятия, но при этом не имеющих представления о структуре правительства. Дабы быстро сориентироваться в ведомственных информационных ресурсах, используется поисковый механизм, разработанный российской компанией «Стек», который индексирует сайты федеральных органов исполнительной власти и отслеживает частоту их обновлений.

С точки зрения Департамента правительственной информации (ДПИ), курирующего этот проект, поисковик действует как инструмент мониторинга и контроля. По словам заместителя начальника ДПИ Андрея Кошкина, в аппарате правительства уже реализованы элементы электронных регламентов, обеспечивающих совместную работу подразделений, и нынешняя система подготовки информации и управления ею обеспечивает исполнительскую дисциплину. До сих пор средний чиновник не торопился с размещением информации, но когда каждое действие протоколируется, становится очевидным, кто задерживает ее поступление. Обнародовать информацию чиновников обязывает соответствующее постановление правительства от 1998 года, а в 2004 году в повестку дня Государственной думы снова будет включен проект закона об информационной открытости, и в случае его принятия борьба с межведомственными барьерами перейдет на другой уровень.

Что же касается наиболее интересной и полезной для большинства граждан функциональности портала — интерактивных служб, то есть «электронного правительства», о котором говорят уже несколько лет, то, по большому счету, воз и ныне там. «Мы пока не готовы создавать полноценные Internet-службы»,— признает Кошкин. ДПИ не может взять на себя функции других ведомств в этой гигантской по трудоемкости работе, а сами они за нее не берутся. Не исключено, что разработка силами коммерческих структур под руководством ДПИ нескольких образцов с возможностью их последующей корректировки — это единственный способ сдвинуть дело с мертвой точки в обозримом будущем.

Тем не менее есть и обнадеживающие исключения, в частности, ДПИ совместно с Министерством по антимонопольной политике и МНС готовится к предоставлению некоторых услуг «электронного правительства», одной из первых в 2004 году в Сети появится услуга регистрации юридических лиц.

Сегодня сайт government.ru посещают ежедневно 4 тыс. уникальных пользователей, кроме того, каждый месяц через сайт поступает 150 обращений граждан в правительство. В феврале планируется представить обновленный портал для открытого тестирования.

Пока будут собираться отзывы пользователей, он будет функционировать параллельно с ныне дейст?вующим сайтом правительства, затем материалы предыдущей версии переведут в архив.