Подведены итоги опроса населения об «Электронной России»
Олег Бяхов: «Мы не видим смысла внедрять развитые технологии ?электронного правительства?, если они будут направлены на 15% населения страны»

«Очередной опрос насе?ления по вопросам, касающимся реализации Федеральной целевой программы ?Электронная Россия?, показал, что приоритеты на 2003 год были выбраны верно», — заявил на брифинге в Минсвязи начальник Управления по координации ФЦП «Электронная Россия» Олег Бяхов. Развитие инфраструктуры доступа, создание «электронного правительства» и повышение компьютерной грамотности останутся в числе главных задач и на 2004 год, в январе они будут окончательно утверждены на совещании государственных заказчиков ФЦП. На финансирование программы в бюджете 2004 года выделено 1842 млн. руб.

Еще один важный приоритет на ближайший год — создание типовых региональных систем поддержки принятия управленческих решений с участием бюджетных средств. «Пока информационные системы в региональных и муниципальных ведомствах развиваются несогласованно, что вызывает трудности в формировании единого информационного пространства», — отметил Бяхов.

Впрочем, об информационном пространстве говорить, пожалуй, рановато, когда обращаться с компьютером умеют только 38% населения России, пользоваться Internet могут в среднем 20% и лишь 11% имеют домашний компьютер. Правда, еще 6% из тех, кто сейчас не является обладателем ПК, готовы купить его в ближайшем будущем, но и этого недостаточно.

Именно низкая доля семей, имеющих компьютер дома, считается главным препятствием для реализации «Электронной России» и оказания услуг «электронного правительства».

На коммерческом рынке в год продается около 2,5 млн. домашних ПК; при таких темпах ждать насыщения рынка придется долгие годы. Чтобы изменить это положение министерства заказчики программы в настоящее время ведут переговоры со сборщиками и поставщиками компьютеров и программного обеспечения, а также финансовыми структурами. Цель этих переговоров — сделать приобретение «кремниевого друга» легким и удобным при почти нулевом стартовом взносе. При этом среднюю стоимость полноценного домашнего ПК с монитором, составляющую примерно 500 долл., планируется снизить до 400 долл.

«В столичных розничных сетях реализация компьютеров при предоставлении клиентам возможности покупки в кредит выросла на десятки процентов», — отметил Бяхов, — однако в стране «нет нормальной национальной сети дистрибуции, которая позволила бы довести такую государственную программу ?до каждой деревни? и получить экономию на масштабах акции, а имеющиеся небольшие товаропроводящие каналы слишком дороги».

Государственные программы, направленные на повышение уровня компьютеризации населения, существуют и на Западе, где домашний ПК имеют в среднем около половины семей. Скажем, в Италии подростки получают госсубсидию на приобретение компьютера. Однако проблема «электронного правительства» лежит в несколько иной плоскости, нежели поголовная компьютеризация, что показывает опыт Великобритании, столкнувшейся с крайне низкой востребованностью государственных услуг, оказываемых через Сеть.

Впрочем, пока не выполнены необходимые условия, в нашей стране о достаточных даже не задумываются. Второе необходимое условие — доступность Сети (из дома в Internet входят лишь 5-6% российского населения). В опросе, проведенном с участием ВЦИОМ, более половины анкетируемых (58,5%) считают, что проблему информационного неравенства, называемую «цифровым разрывом», можно решить с помощью пунктов коллективного доступа в Internet, причем в небольших городах это мнение высказывалось чаще. Число таких пунктов, открываемых в рамках проекта «Киберпочта», за второе полугодие 2003 года выросло с 1,7 тыс. до 3 тыс., а в дальнейшем планируется открывать не меньше 2 тыс. пунктов в год.

Регулярные опросы показывают, что более всего востребована информация о российском законодательстве и перспективных планах развития страны, интересующая около 20% населения, но прежде всего людей интересует информация о развитии их собственных регионов.

При этом население малых и средних городов России связывает с информационными и коммуникационными технологиями гораздо больше надежд на свое включение в социально-экономическое развитие страны, чем жителей крупных городов и сел. Заинтересованность в развитии телемедицинских проектов выразили немногим больше половины опрошенных (в среднем — 53%), но среди жителей городов численностью менее 500 тыс. человек 60,4% надеются, что телемедицина сможет улучшить качество медобслуживания.