С появлением процессора Itanium 2 производители серверов один за другим ст али объявлять о выпуске систем на его основе. Как показывает практика, существует несколько подходов к созданию собственного продукта. Например, компания Kraftway для выпуска своей новой серии многопроцессорных серверовG-Scale заключила ОЕМ-соглашение с компанией Bull

Алексей Кудрявцев, генеральный директор Kraftway Computers, ответил на вопросы Computerworld Россия, связанные с новым контрактом своей компании

Что навело Kraftway на идею контракта с Bull?

Как сказал бы классик — «историческая необходимость». Быть крупнейшим оператором серверного рынка России и не предлагать решения в верхнем сегменте, который в денежном выражении составляет примерно половину всего рынка, невозможно. Kraftway прошел этап слепого копирования легкодоступных и достаточно простых продуктов серверного рынка, предлагаемых компанией Intel, и перешел на следующий уровень самостоятельного определения своей технической политики и продвижения сложных, но перспективных продуктов и технологий.

С другой стороны, оценка рыночной ситуации показала, что спрос на системы с числом процессоров более восьми растет очень быстрыми темпами. Причины тому следующие: тенденция к консолидации данных и вычислительных ресурсов; замена закрытых архитектур на открытые, замена RISC-платформ на Intel Itanium 2; рост и автоматизация среднего и крупного бизнеса, стремление компаний к прозрачности и управляемости; рост спроса на специализированных рынках — высокопроизводительных вычислений, CAD/CAM/CAE, математического моделирования и т. д.

Означает ли это, что собственные серверы аналогичного класса компания разрабатывать и выпускать не будет?

Если под разработкой подразумевается создание собственного чипсета для распараллеливания и синхронизации работы процессоров, то в обозримом будущем мы этим заниматься не будем. Разработку таких чипсетов под Itanium 2 ведет очень ограниченное число производителей: Hitachi, IBM, HP, NEC, Bull, SGI, Unisys, Fujitsu Siemens. Остальные компании (еще более немногочисленные), предлагающие многопроцессорные серверы, используют референсные дизайны производителей чипсетов. Kraftway относится к их числу. Но просто реселлерами мы тоже не будем.

Как будут позиционироваться ваши G-серверы относительно аналогичных машин на Itanium 2 других производителей, в том числе и Bull?

Во-первых, аналогичность машин разных производителей серверов такого класса — момент спорный. Архитектура этих систем общая только по определению — SMP-модули и шина ccNUMA. Но когда начинаешь разбираться в деталях, то выясняется, что все машины принципиально разные. Это примерно как французский и русский социализм — принципы одни, а результаты абсолютно разные.

Поэтому G-Scale будут позиционироваться как решения класса центральных серверов транзакций и приложений с внутренней и внешней архитектурой без единой точки отказа. Решения более низкого класса не могут похвастать отсутствием точек отказа на аппаратном уровне. Привлекательность серверов G-Scale заключается также в возможности аппаратного разделения ресурсов между разными задачами. Это добавляет гибкости серверу, которой невозможно добиться в кластерных системах. По сравнению с Bull мы никак не будем позиционироваться, пусть они относительно нас позиционируются. А мы будем позиционировать серверы G-Scale как реальную альтернативу Unix-машинам.

Что означает сообщение от 10 декабря про «технологический прорыв» Kraftway, если серверы производит Bull?

В большинстве случаев решение на Itanium 2 — трехуровневое: аппаратная платформа — операционная система — приложение. Только когда все уровни сбалансированы, система работает устойчиво. Мы не продаем «ящик с железом Bull», мы предлагаем рынку решение. Для этого у нас уже полгода работает Центр серверных решений. Мы будем заниматься консультированием, оказанием услуг, поставлять серверы с нашими собственными дисковыми системами и внешними устройствами.

Планируется, что покупателями новых серверов будут госструктуры. Однако серверы Bull, пусть и под маркой Kraftway, вряд ли могут считаться отечественными, не создаст ли это каких-либо затруднений?

По сравнению с классической конструкцией на платформах Intel, мы планируем добавлять от себя намного больше, и к тому же нас не интересует протекционизм, более того, мы его противники, поэтому не собираемся использовать факт российского производства G-Scale в качестве аргумента.

Все «железки» во всем мире на 70-90% состоят из произведенного в Азии и Китае, при этом продукт с лэйблом HP — американский, Bull — французский, Fujitsu Siemens — немецкий, а Kraftway — российский.

Архитектура серверов Bull — это «частная» разработка французской компании. Вряд ли они будут передавать ее тонкости. Не боитесь ли вы стать заложником технологической политики Bull?

Разработка французов сделана так грамотно и просто, что тонкости здесь заключаются исключительно в разработке и изготовлении коммутатора, на котором реализована архитектура ccNUMA. А это настолько глубокий аппаратный уровень, что он даже не затрагивает общую архитектуру системы, которая выглядит для операционной системы как обычная SMP. Так что тонкость здесь абсолютно локальная, а остальное сделано на основе промышленных стандартов, заложником которых является все человечество.

Договор чисто реселлерский, дорабатывать и усовершенствовать вы ничего не будете?

Договор не чисто реселлерский. Мы используем лишь ядро системы — модуль, поддерживающий ccNUMA, естественно, со всем конструктивом и подсистемами питания и вентиляции. Дисковые подсистемы и внешние интерфейсы мы инсталлируем сами. Далее, у Bull есть система мониторинга и управления сервером, разработанная ими. Мы себе поставили задачу, во-первых, в обозримом будущем локализовать эту систему, а во-вторых, доработать ее для того, чтобы интегрировать в одну консоль управление и дисковыми массивами, и другими серверами архитектуры Intel, которые будут в системе.