ИСА РАН и Cognitive Technologies представили плоды своих трудов в области информационно-маркетинговых центров

В рамках программы «Электронная Россия» есть пункт о создании системы информационно-маркетинговых центров (ИМЦ), которые станут узлами сосредоточения информации об экономической деятельности в регионах. Предположительно ИМЦ должен интегрировать и координировать работу информационных систем, таких как электронная торговля, документооборот, единое хранилище маркетинговой информации, справочников и каталогов, а также любых других — идея информационного центра базируется на принципах открытых систем. Еще одной концептуальной характеристикой ИМЦ является распределенная архитектура, при которой каждый центр хранит только свою часть информации, но может обеспечить доступ к данным из другого центра.

Свой проект ИМЦ представили Институт системного анализа РАН и компания Cognitive Technologies. Его концепция предполагает создание распределенной сети ИМЦ, каждый из которых сможет обмениваться данными с любыми другими узлами. Эта сеть будет иметь иерархическую структуру, то есть свои центры могут построить муниципальные образования и регионы — субъекты, имеющие собственный бюджет. Впрочем, предполагается и создание межрегиональных центров, которые позволят обмениваться маркетинговой информацией в масштабах всей страны. В функции ИМЦ входит сбор и сохранение маркетинговой информации из различных внешних источников, а также обеспечение доступа к ней для всех заинтересованных сторон из всех регионов.

Cognitive и ИСА РАН уже разработали спецификации форматов обмена данными с различными системами, которые используют и порождают маркетинговую информацию. Из них реализованы в виде программных продуктов только четыре компонента: информационный фонд, где, собственно, и будет аккумулироваться вся информация, документооборот, электронная торговля и дистанционное обучение. В следующем году к этому набору планируется добавить такие элементы, как аналитическая система, мониторинг цен и др. Всего на разработку концепции и программного обеспечения из федерального бюджета было выделено около 60 млн. руб.

Сейчас реализуется несколько пилотных проектов, в трех регионах ведется строительство ИМЦ — во Владимирской, Ярославской областях и в Ханты-Мансийском округе. Есть также проект муниципального центра в городе Новый Уренгой. В следующем году планируется начать аналогичные работы еще в 15 регионах. Строительство региональных и муниципальных ИМЦ предполагается выполнять за счет бюджетных средств соответствующего уровня — на строительство регионального центра придется потратить несколько десятков миллионов рублей. Причем сами программные продукты, разработанные Cognitive, будут бесплатно переданы в регионы — за них государство уже заплатило.

Создавая систему ИМЦ, Cognitive стремится реализовать и второй порученный ей в рамках «Электронной России» проект — построения инфраструктуры для электронной торговли. Дело в том, что архитектура центров позволяет использовать его и для формирования единой торговой среды, в которой региональные торговые площадки смогут обмениваться информацией между собой через сеть ИМЦ. Программное обеспечение для организации электронных торгов разрабатывает компания «Парус», и ИМЦ должен с ним взаимодействовать для обмена маркетинговой информацией. Тем не менее Cognitive предложила свои два варианта программных средств для организации торговой площадки: на Linux, PostgreSQL/MySQL и Apache с PHP или на Windows, Microsoft SQL Server и том же Apache.