IBM и Microsoft на пути к общей шине предприятия
Джон Свенсон: «Технология ESB в варианте IBM дает возможность клиентам перенести существующий трафик сообщений в среду, которая бы позволила любому приложению взаимодействовать по этой шине»

В следующем году корпорация IBM собирается представить свой вариант реализации общей шины предприятия (Enterprise Service Bus, ESB), подняв тем самым потенциал относительно новой, но при этом весьма многообещающей технологии интеграции.

На встрече с редакторами еженедельника Computerworld генеральный менеджер IBM по разработке приложений и средств интеграции Джон Свенсон заявил, что корпорация намерена начать поставки «корпоративной шины сообщений, которая будет играть роль универсального средства организации обмена информацией». Технология ESB в варианте IBM дает возможность клиентам перенести существующий трафик сообщений в среду, которая бы позволила любому приложению взаимодействовать по этой шине.

Шина ESB, как правило, использует для организации связи между различными системами технологию обмена сообщениями в сочетании с архитектурой, ориентированной на службы, XML, протоколами Web-служб и интеллектуальной маршрутизацией. Производители и аналитики утверждают, что построение подобной инфраструктуры обойдется гораздо дешевле создания закрытых интегрированных систем, и надеются, что она получит самое широкое распространение.

«Убойная технология»

В своем мартовском отчете аналитики IDC назвали ESB «убойной технологией». А представители Gartner заявили, что она превратится в одну из ведущих движущих сил дальнейшего развития рынка.

Однако, несмотря на восторженные отзывы аналитиков, ESB продвигается вперед довольно медленно. В компании Tibco Software, специализирующейся на технологиях интеграции программных систем, отмечают, что спрос со стороны клиентов пока невысок. По словам главного архитектора Tibco Мэтта Куинна, причина этого заключается в том, что технология ESB ориентирована на решение низкоуровневых задач интеграции, но не предоставляет компаниям средств непосредственного управления сложными бизнес-процессами.

Тем не менее в компаниях Sonic Software и SpiritSoft (их специализация — именно продукты категории ESB), считают, что решение IBM о начале создания инфраструктуры ESB привлечет к технологии, которая находится еще в самом начале своего пути к конечным пользователям, всеобщее внимание.

По словам технического директора SpiritSoft Роберта Дэвиса, IBM прощупывает рынок, «и это хорошо для всех».

Еще одним производителем, который готовится выдать кредит доверия концепции ESB, является Microsoft. На конференции Professional Developers Conference в октябре корпорация представила коммуникационную технологию Indigo. Аналитик Gartner Рой Шульте утверждает, что Indigo будет обладать многими чертами, присущими ESB.

Шульте пояснил, что Indigo представляет собой вариант разработанной Microsoft технологии обмена сообщениями Messaging Queuing, дополненной функциональностью компонентной объектной модели COM/COM+, а также средствами взаимодействия с Web-службами на платформе .Net.

«Indigo можно описать как некоторое упрощение, унификацию коммуникационного программного обеспечения промежуточного слоя, предпринятую Microsoft», — сказал Шульте.

Indigo даст разработчикам возможность с большей легкостью организовывать передачу защищенных, надежных и оформленных в транзакции сообщений за счет автоматического включения необходимого межплатформенного кода, чего «по собственной воле никто не захотел бы делать», как утверждает Джон Шевчук, специалист по проблемам архитектуры группы разработчиков технологии Indigo.

Для новой модели характерно использование Web-служб — эквивалента промежуточного программного обеспечения, ориентированного на обмен сообщениями, простой интеллектуальной маршрутизации, а также распределенной одноранговой архитектуры, которая принципиально отличается от архитектуры, в основе которой лежит наличие централизованного концентратора.

«И хотя технология ESB базируется на открытых стандартах, объединяющих спецификаций, которые способствовали бы продвижению всего этого вперед, сегодня не существует, — отметил технический директор Sonic Гордон ван Хойзен. — Думаю, что прежде чем стандарты будут приняты, мы увидим несколько конкурирующих друг с другом реализаций концепции ESB».

«Отсутствие стандартов не может не беспокоить первых клиентов», — подчеркнул главный инженер компании Northrop Grumman Mission Systems Джон Джонсон. Пользователь продуктов Sonic считает, что принятие открытых стандартов позволит сократить расходы, поскольку это устранит необходимость создания клиентских интерфейсов. А следовательно, можно будет положиться на квалификацию сотрудников своей информационной службы и не платить лишних денег внешним консультантам.

По словам Джонсона, ошибки при стандартизации базовой архитектуры могут привести к принятию закрытых протоколов, что в значительной степени нивелирует преимущества ESB.

Sonic и другие производители совместно с Sun Microsystems принимали участие в разработке стандарта Java Specification Recommendation JSR208, который предполагается использовать в системах ESB. Представителей IBM в числе разработчиков не было, однако в корпорации отмечают, что IBM внимательно следит за JSR и намерена двигаться к открытым стандартам.

Технология IBM ESB должна быть выпущена вместе с обновленной платформой обмена сообщениями MQSeries.


О жизненном цикле технологий

Есть не нуждающееся в переводе деление компаний на две категории — BigCo и LittleCo. Несмотря на свою противоположность, они существуют вместе, образуя единую экологическую среду. Известно, что часто большие компании образуются путем последовательного поглощения маленьких, а также за счет них формируют свой портфолио технологий и предложений. Маленькие создают питательную среду для больших, между двумя группами образуется системная связь, напоминающая взаимоотношения хищников и травоядных в природе. Питание одних другими неизбежно; процесс грустный, но вполне естественный.

Что делать, такова жизнь, гораздо хуже другое: поле зрения большинства потребителей технологий и продуктов ограничено только предложениями BigCo. Проводимые ими маркетинговые кампании завораживают, особенно чарующими являются заявления, нацеленные в будущее, например, отнюдь не случайно для проектов избираются удивительно романтичные и запоминающиеся названия.

Значительная часть потребителей верит крупным компаниям, опора на них избавляет от неожиданностей. До некоторых пор даже считалось, что приобретать продукты IBM стоит хотя бы потому, что за это не увольняют. Но есть оборотная сторона медали: более медлительные и стремящиеся к монополизму BigCo обнадеживают своими обещаниями и заставляют пользователей дожидаться появления их продуктов, тогда как уже есть готовые решения от LittleCo. В свое время Гари Килдалл, отец-основатель Digital Research, предложил рынку оконный интерфейс на три года раньше, чем это сделала Microsoft. Но потребитель, завороженный успехами MS-DOS, ждал решения от последней. Это ожидание продлилось три года, первые продемонстрированные образцы Windows были неработоспособными, реальным продуктом стала версия 3.0.

Возможно, сейчас происходит нечто аналогичное. Дело в том, что несколько небольших компаний, в том числе SpiritSoft, Sonic Software, Cape Clear, Fiorano Software и Kenamea, начали первыми разрабатывать идею корпоративной шины Enterprise Service Bus, но их инициативу подхватили — если не перехватили — BigCo, прежде всего, IBM и Microsoft. Теперь остается следить за событиями.

— Леонид Черняк,«Открытые системы»