«Благодаря» общеевропейскому экономическому кризису, торговля как подержанными, так и новыми автомобилями в течение последних двух лет приносит многим продавцам в Германии убытки, в лучшем случае — нулевую прибыль. Это обстоятельство не только не тормозит, но, судя по всему, подстегивает инвестиции в ИТ
С программным обеспечением Incadea работают 87 специалистов компании Doerpinghous — от мастера до владельца бизнеса

Автомобильный бизнес в России в течение последних нескольких лет развивается столь бурно, что специализированное программное обеспечение за ним явно не поспевает. Учетные программы для автосалонов, мастерских и станций техобслуживания разрабатывают многие компании, такие как екатеринбургская «АвтоСофт», санкт-петербургская А.Р.Т., московская «1С-РАРУС», но решений ERP-класса на современной технологической платформе, адаптированных к российским реалиям, до недавних пор на рынке не было.

Год назад компания «Интеллект-Сервис», став партером Microsoft Business Solutions, решила заполнить эту нишу, взявшись за локализацию решения для автодилеров на базе MBS Navision немецкой компании Incadea AG. Летом 2003 года были подписаны первые контракты: с холдингом UZ Daewoo и компанией «Тойота центр Екатеринбург север», где проекты сегодня находятся на стадии внедрения.

Увидеть реально работающий бизнес под управлением Incadea в нашей стране пока нет возможности, поэтому в начале ноября группа специалистов московской и ярославской автомобильных компаний в сопровождении руководства «Интеллект-Сервиса» посетила двух дилеров Opel в Германии. Doerpinghous эксплуатирует систему два месяца, AutoHaus Sauerland Company — полтора года, в обеих компаниях, помимо главного офиса, в Incadea работают несколько территориально удаленных подразделений.

Немецкий стандарт

Жизнь почти 20 тыс. германских автодилеров регламентируется требованиями поставщиков, задающих единые стандарты как для оборудования, расположения и оформления автосалонов и станций техобслуживания, так и для форм отчетности, и программного обеспечения.

По словам директора по развитию партнерской сети Incadea AG Эвальда Штайнера, большая часть германских дилеров работает на старом ПО, рекомендованном поставщиками. Скажем, до приобретения ПО Incadea компания Doerpinghous (семейный бизнес с 90-летней историей) в течение 25 лет использовала систему Godics, разработанную для Opel и лишь мигрировавшую с мэйнфрейма на Unix-сервер.

Производители составляют и предоставляют дилерам электронные каталоги автомобилей и запасных частей, а также справочники, служащие источником данных для их КИС. Поскольку функции привлечения клиентов и построения взаимоотношений с ними берет на себя Opel, модуль «Маркетинг» и функцию управления контактами, которые чрезвычайно интересны российским компаниям, в Doerpinghous и AutoHaus Sauerland Company используют лишь для рассылки клиентам информации о приближающемся сроке ТО.

Дилеры одного производителя похожи как сиамские близнецы, и партнеры Incadea по внедрению системы, автоматизируют предприятия со стандартизованными бизнес-процессами, в том числе и в области ИТ. Это рутинный процесс, занимающий в целом один-полтора месяца, включая трехдневный подготовительный этап.

В Doerpinghous, где в Incadea работают три независимых юридических лица и один филиал, в общей сложности 87 пользователей, из них половина — удаленно, систему внедрили за месяц.

Полный аутсорсинг!

Эвальд Штайнер: «Большая часть германских дилеров работает на старом ПО, рекомендованном поставщиками»

«Благодаря» общеевропейскому экономическому кризису, торговля как подержанными, так и новыми автомобилями в течение последних двух лет приносит многим продавцам в Германии убытки, в лучшем случае — нулевую прибыль. На плаву бизнес поддерживают доходы от продажи запчастей и техобслуживания. Doerpinghous, реализующая около 500 подержанных и 700 новых автомобилей в год, с маржой 11-12%, а запчасти — с 35%, в прошлом году понесла убытки примерно 1% от оборота, и прибыль нынешнего года не превысит 1%.

Это обстоятельство не только не тормозит, но, судя по всему, подстегивает инвестиции в ИТ. Обычно инвестиции окупаются за семь-восемь лет, но вложения в ИТ, по словам управляющего директора и владельца Doerpinghous Фридриха Дерпингхауса, возвращаются примерно за три года.

Как правило, дилеры приобретают ПО сами, но некоторые производители, например, BMW, покупают сразу несколько тысяч лицензий Incadea и затем раздают своим партнерам, получая плату за их использование.

Стремление экономить в совокупности с четким выполнением контрактных обязательств дают картину, которую трудно представить на российском предприятии, после внедрения ERP-системы. Incadea в Doerpinghous обслуживает один-единственный специалист, он же ИТ-директор, а CIO AutoHaus Sauerland, в ведении которого 90 автоматизированных рабочих мест, выполняет в придачу функции финансового директора и часть контрольно-операционной работы.

Текущая деятельность ИТ-директора сводится к роли интерфейса между его компанией и поставщиками оборудования и программного обеспечения. В каждом отделе выбираются ключевые пользователи, которые в первую очередь проходят обучение у поставщика, а затем учат остальных уже на рабочих местах. На уровень CIO попадают лишь проблемы, с которыми не смогли справиться ключевые пользователи, если он не в состоянии решить их сам, то адресует службе поддержки поставщика ПО или техники. По истечении 36 месяцев гарантии компьютерное и серверное оборудование, как правило, меняют.

Дивиденды

Что изменилось с внедрением Incadea для руководителей бизнеса? Сердце системы — управление складскими запасами. Дерпингхаус важным результатом внедрения считает улучшение контроля склада запчастей, номенклатура которых насчитывает шесть тысяч наименований. Если российские дилеры часто вынуждены держать на складе трехмесячный запас деталей, то склад Doerpinghous оборачивается за полтора месяца. При поиске запчастей теперь сразу виден склад по всей организации, и говорить клиенту «приезжайте завтра» приходится реже.

При снижении остатков до минимума, установленного дилером, автоматически формируется заказ на использованные запчасти. Все дилеры Opel включены в виртуальную частную сеть и имеют доступ к информации о состоянии склада корпорации, обновляемой каждые пять минут.

Российских специалистов особенно заинтересовало использование модуля «Управление временем» на станции техобслуживания. Один из ПК по соседству с рабочим местом мастера играет роль терминала, на котором исполнители отмечают время начала и окончания работы для последующего анализа эффективности использования рабочего времени и расчета прибыли/убытка на данный заказ.

Начальник отдела информационных технологий AutoHaus Sauerland Company Дирк Вайснер назвал наиболее существенными результатами внедрения прозрачность каждой операции, моментальный учет при оформлении инвойса, и сокращение издержек на персонал (все виды учета теперь ведет один человек). Процедура приема информации от производителя и распределения ее по отделам, стала более комфортной, но главное, в каждом подразделении видна история клиента, и оценить эффективность сделки при встречной продаже (покупке старой машины клиента в счет продажи новой) можно в момент ее заключения, просмотрев автоматически формируемую цепочку всех связанных транзакций.

Своим путем

Российские топ-менеджеры высоко оценили порядок и ясность в каждом звене бизнеса немецких коллег, обеспечиваемую ERP в любой момент времени. Но, по их мнению, столь жестко детерминированная организация вряд ли будет оправдана в условиях работы с отечественными сборщиками, поэтому, в первую очередь, Incadea будет полезна дилерам, активно работающим с европейскими поставщиками, которые требуют от них соответствия определенным стандартам.

В России пока еще можно только мечтать об этом уровне унификации. Чаще всего в наших компаниях коллектив штатных специалистов составляет индивидуальную для данного предприятия композицию из разнообразного ПО. «Инком Лада», например, по словам ИТ-директора Бориса Славина, использует бухгалтерию «1С», продукт для оформления накладных «1С:Рарус», складскую программу от «Фолио», а для техцентра — собственное решение, при этом в его команде 12 человек, из них два разработчика.

Уникальность бизнес-процессов каждой компании требует при внедрении комплексных решений проведения обследования, которое длится в среднем около трех месяцев.

Но западные поставщики пока закрывают глаза на невыполнение ряда своих требований, так как крупные московские дилеры реализуют две тысячи машин не за год, а за месяц. В «Инком Ладе» в пиковые периоды продажи совершаются каждые десять минут, отдельные подразделения перегружены и не успевают обслуживать покупателей. Тем не менее уже сейчас руководителей компании волнует управление отношениями с клиентами и автоматизация учета рабочего времени.

Incadea зашагает по планете

Программное обеспечение для автомобильного рынка Европы разрабатывают французская компания Datafirst, британская Kerridge, но наиболее серьезными соперниками Incadea были американцы: компания ADP (Automatic Data Processing) Dealer Services.

В начале октября 2003 года крупнейший конкурент ADP североамериканская компания Reynolds and Reynolds поглотила Incadea, что вполне в духе времени. Таким образом, у системы появились шансы не просто расширить географию за пределы 29 стран, но и стать мировым стандартом в области автоматизации автобизнеса. «Интеллект-Сервис», ныне партнер Reynolds and Reynolds в странах СНГ, планирует добавить ее решения в свою линейку.


Компоненты

Помимо финансово-учетных модулей MBS Navision, Incadea включает следующие:

  • "Обмен данными" - для импорта каталогов, прайс-листов, инструкций производителей; получения информации о статусе заказов; экспорта заказов на автомобили и запчасти; отслеживания, обработки и координации трансакций, связанных с документами.
  • "Управление сервисом" - позволяет формировать типовые пакеты услуг, инструкции по проведению сервисных работ, предоставлять несколько видов гарантии, планировать работы с учетом загрузки ресурсов.
  • "Запчасти" - поддерживает множество прайс-листов для различных категорий клиентов, позволяет резервировать запчасти, автоматически формирует заказы на покупку при отсутствии их на складе.
  • "Автомобили" - дает возможность скомплектовать автомобиль по спецификации покупателя, накапливает статистику по истории продаж/покупок и обслуживания каждого транспортного средства с автоматическим расчетом расходов и доходов по всем связанным с ним операциям.
  • "Маркетинг" - предназначен для управления отношениями с клиентами, рекламными компаниями, рассылки электронных писем и SMS, анализа взаимодействия с выбранной целевой группой.
  • Стандартный комплект дополняют модули "Касса", "Планирование работ" и "Управление временем".