Технологию PDP (Plasma Display Panel) долгое время было принято считать завтрашним днем дисплейной индустрии. Однако отмечаемый многими аналитиками в этом году бурный рост популярности мониторов и телевизоров с большими диагоналями, выполненных на основе жидкокристаллической технологии, поставил под сомнение перспективы плазменных дисплеев. Тем не менее и на рынке PDP в последние месяцы, даже несколько неожиданно для специалистов, наблюдаются признаки оживления.
Во многих случаях плазменные устройства по-прежнему выглядят предпочтительнее иных типов дисплеев. Однако бурный рост популярности ЖК-мониторов и телевизоров с большими диагоналями ставит под сомнение долгосрочные перспективы этой технологии. Тем не менее на рынке PDP в последние месяцы наблюдаются признаки оживления.

В мае Samsung Electronics представила опытный образец плазменной панели с диагональю 70 дюймов. Чуть позже, в июле, другая корейская компания, LG Electronics, перекрыла этот рекорд, представив 71-дюймовую панель. Прототипы плазменных телевизоров на основе этих панелей демонстрировались Samsung Electronics и LG Electronics в ходе выставки IFA 2003, проходившей в конце августа — начале сентября в столице Германии. Наконец, совсем недавно компания LG Electronics представила 76-дюймовую плазменную панель.

«Наряду с ЖК-устройствами плазменные телевизоры относятся сейчас к самым быстрорастущим сегментам нашего бизнеса», — отметил менеджер по маркетингу продукции Samsung Electronics Владимир Дурбажев. Samsung предлагает на российском рынке плазменные телевизоры с диагональю до 63 дюймов (Samsung PS-63P3 HR), на первые месяцы следующего года намечено начало поставок 70-дюймовой модели. В продуктовой линейке LG Electronics сейчас представлена модель с диагональю 60 дюймов (LG MT-60PZ10), а в перспективе — начало поставок телевизоров большего размера.

В плазменных телевизорах Samsung применяется технология Pixel Shift — если в течение какого-то времени картинка на экране не меняется, она принудительно «сдвигается» на незаметные человеческому глазу расстояния

В LG не скрывают своей цели стать производителем плазменных панелей и дисплеев на их основе номер один в мире. По сообщениям из Сеула, компания планирует к 2005 году довести свою долю на рынке панелей PDP до 25%. В сентябре на заводе LG в корейском городе Куми была введена в эксплуатацию вторая производственная линия по изготовлению плазменных панелей. Объем инвестиций в строительство этой линии оценивается в 118 млн. долл. Через год, в сентябре 2004 года, там же в Куми должна вступить в строй третья PDP-линия, в которую LG вкладывает уже около 290 млн. долл., что позволит довести суммарный объем выпуска плазменных панелей на этом заводе до очень внушительной величины — 1,7 млн. штук в год. (По данным DisplaySearch, за первый квартал 2003 года в мире было продано 156 тыс. плазменных телевизоров. — В.С.)

Плюсы начинаются с картинки

В качестве достоинств плазменных панелей специалисты в первую очередь называют высокие яркость и контрастность (выше, чем у нынешних ЖК-устройств). Многие также отмечают малое время отклика, отсутствие геометрических искажений (проблема ЭЛТ-дисплеев) и подверженности воздействию внешних магнитных и электрических полей. «Плазменные дисплеи — это прекрасное средство передачи изображения с DVD-дисков, а значит и одно из самых удачных решений для домашнего кинотеатра. Цены на них постоянно падают, что делает эти устройства более доступными для пользователей», — подчеркнула менеджер по брэнд-маркетингу российского представительства Philips Consumer Electronics Инесса Галактионова.

Плазменные дисплеи — это неплохое средство передачи изображения с DVD-дисков, а значит и одно из самых удачных решений для домашнего кинотеатра. Цены на них постоянно падают, что делает эти устройства более доступными для пользователей

Среди всех типов дисплеев плазменные по-прежнему обеспечивают самые большие размеры видимой области экрана — это тоже достоинство технологии PDP. Кроме того, они по-прежнему дешевле ЖК-устройств, когда речь идет о диагоналях порядка 40 дюймов и выше. При уменьшении размеров дисплеев ситуация меняется. «Плазменные панели экономически невыгодно делать маленького размера. Стоимость панели с диагональю 19 дюймов будет ненамного дешевле панели с диагональю в 60 дюймов», — говорит Галактионова.

Впрочем, 19-дюймовые плазменные панели уже, можно сказать, остались в прошлом. Минимальная величина диагонали представленных на отечественном рынке PDP-телевизоров Philips составляет 32 дюйма (модель Philips 32PF9965), LG — 37 дюймов (LG MT-37PZ40), Samsung — 42 дюйма (четыре модели). Что интересно, Philips на момент подготовки этого материала предлагала в России PDP-телевизоры с диагональю не более 42 дюймов (Philips 42PF9955 и 42PF9965). Раньше в этом списке присутствовала и 50-дюймовая модель (Philips 50PF9964), но она уже снята с производства. Интересно и то, что Samsung, по словам Дурбажева, в первой половине следующего года планирует приступить к поставкам на российский рынок своего 32-дюймового плазменного телевизора.

Продолжение достоинств

Представив недавно 76-дюймовую плазменную панель, компания LG Electronics вновь подтвердила свое намерение играть доминирующую роль на рынке PDP

Основным недостатком плазменной технологии традиционно считался сравнительно недолгий срок жизни дисплеев вследствие эффекта «выгорания», возникающего, как правило, из-за длительных показов статических изображений. Однако в последнее время производителям удалось частично решить эту проблему, что признают даже в компаниях, относящихся к конкурирующему лагерю. К примеру, NEC-Mitsubishi не выпускает PDP-устройств, но в этой фирме не закрывают глаза на то, что в борьбе с главным недостатком PDP-технологии достигнуты определенные успехи. «Производителям плазменных дисплеев удалось частично решить эту проблему, в частности, за счет программных решений. В то же время в устройствах на основе ЖК-технологии пока не получается достичь такого же качества при воспроизведении видео, т. е. динамически меняющихся изображений, какое демонстрируют PDP-дисплеи», — признает генеральный менеджер подразделения Business Development Division компании NEC-Mitsubishi Electronics Display-Europe Петер Кройер.

В плазменных телевизорах Samsung применяется технология Pixel Shift — если в течение какого-то времени картинка на экране не меняется, она принудительно «сдвигается» на незаметные человеческому глазу расстояния. В PDP-телевизорах Philips реализована интересная технология Pixel Plus, улучшающая качество воспроизводимого изображения, фактически утраивающая количество строк на экране и пикселов в строке. Тем самым решается другая давняя проблема плазменных дисплеев — невысокая разрешающая способность.

С еще одним известным недостатком PDP — высоким энергопотреблением (выше по сравнению с ЖК-устройствами) — производители борются в основном путем использования более совершенной элементной базы. А вот сделать плазменные дисплеи такими же легкими и компактными, как жидкокристаллические мониторы и телевизоры, скорее всего, уже не удастся.

Конечно, вес и габариты имеют значение (например, при креплении телевизора на стену). Но все же нельзя не признать, что многие проблемы, которые прежде были характерны для плазменной технологии, в последнее время успешно решаются. И если бы не бурное развитие и удешевление ЖК-технологии, возможно, перспективы плазменных дисплеев сегодня бы выглядели более оптимистично.

Впрочем, тот же Кройер, несмотря на приверженность его компании ЖК-продуктам, вовсе не считает, что плазменные дисплеи в скором времени сойдут со сцены. «Можно лишь говорить о том, что жидкокристаллические мониторы и телевизоры будут постепенно вытеснять аналогичные продукты на основе плазменной технологии из некоторых областей применения. Однако рынок дисплеев с большими диагоналями обещает в будущем расти, и мы считаем, что вариантов их использования тоже будет становиться больше. Места хватит всем. Поэтому мы и не анонсируем свои ЖК-продукты как альтернативу плазменным дисплеям», — отмечает он.

Более определенно и заметно жестче в отношении перспектив PDP высказываются в тайваньской компании BenQ. «Через 3-4 года плазменным дисплеям будет очень тяжело соперничать на рынке с ЖК-устройствами. По состоянию на сегодня у плазменных дисплеев есть некоторые преимущества, но в конечном итоге победа останется за ЖК-технологией», — уверен вице-президент и генеральный менеджер подразделения BG Digital Media фирмы BenQ Питер Чен. Эта компания в настоящее время выпускает только две модели PDP-телевизоров (46-дюймовые BenQ PDP46W1S и PDP46W1).

И все же пока в дисплейной отрасли доминируют более осторожные оценки. «В ЖК-технологии заложен потенциал, объемы продаж ЖК-телевизоров Samsung растут быстрее по сравнению с плазменными телевизорами. Вариант, при котором со временем мы откажемся от выпуска последних, в принципе возможен. Но пока об этом с абсолютной уверенностью говорить нельзя», — резюмирует Дурбажев.

Вместо эпилога

Большинство плазменных телевизоров, доступных в настоящее время на рынке, имея входы D-Sub, DVI и т. д., могут работать и как компьютерные мониторы. Собственно PDP-мониторы — без ТВ-функций — в продаже практически не встречаются. Такая вот интеграция, отчасти вынужденная.

Впрочем, интеграция может принимать и другие формы, что недавно продемонстрировала компания Toshiba. В сентябре она представила четыре новые модели телевизоров с... встроенными портами Ethernet — для обновления микропрограммного обеспечения. (Кроме того, в каждом из них имеется порт IEEE 1394 и слоты для чтения флэш-карт. — В.С.) Три из этих моделей выполнены на основе технологии ЖК, одна — 42-дюймовая — плазменная. В феврале следующего года Toshiba обещает предложить первое обновление прошивок представленных телевизоров.