Ежегодно в начале осени в Москве собираются наиболее видные представители ИТ-сектора российского рынка высоких технологий для участия в выставке SofTool. Несмотря на достижения Глобальной сети, это мероприятие продолжает сохранять популярность.

Ежегодно в начале осени в Москве собираются наиболее видные представители ИТ-сектора российского рынка высоких технологий для участия в выставке SofTool. Несмотря на достижения Глобальной сети, которые подчас ставят под сомнение эффективность выставочного бизнеса, это мероприятие продолжает сохранять популярность. 30 сентября более двухсот отечественных ИТ-компаний открыли для посетителей свои стенды, представляя основные виды деятельности в этой области — производство программно-аппаратного обеспечения и консалтинг. В рамках небольшого обзора невозможно рассказать обо всех участ?никах выставки.

Да, в этом и нет необходимости. Посетив сайт выставки, каждый желающий сможет получить подробную информацию. Больший интерес представляют особенности, присущие всему мероприятию в целом, поскольку они отражают тенденции в этом секторе экономики и настроения основной массы производителей. Для получения более или менее целостной картины автором было опрошено значительное количество участников выставки, представители которых отвечали на три вопроса.

«Цель вашего присутствия на выставке»

Тривиальность этого вопроса весьма обманчива. Диапазон ответов на него довольно широк и фактически характеризует ожидания и степень их исполнения. Безусловно, лидирующее место занимает мотив поддержания имиджа и традиция. Для большинства очень важно заявить конкурентам, партнерам и клиентам о том, что «мы есть на рынке» — выставка ?— наиболее удобное для этого место. В первую очередь это касается предприятий, которые имеют широкие партнерские сети. Использование единой символики (например, цвета) на расположенных по соседству стендах позволяет сформировать ощущение наличия сильной команды.

Другим немаловажным мотивом является возможность живого общения с аудиторией в обстановке, не ограниченной форматом тематического семинара. Поскольку, как известно, «идеи витают в воздухе», удобный случай свободно пообщаться с коллегами, партнерами и клиентами оказывается очень полезным для тех, кто умеет слушать, служит хорошим ориентиром при планировании собственной деятельности. Нередко партнеры разбросаны по всей стране и наиболее перспективными оказываются клиенты из регионов, выставка является наиболее удачной площадкой для проведения подобного неформального форума.

В отношении вероятности приобретения на выставке новых клиентов мнения участников выставки расходятся — большинство настроено скептически и ожидает появления старых заказчиков с новыми задачами. Необходимо отметить, что в рамках выставки многие ее участники проводят небольшие консультации для состоявшихся или потенциальных клиентов. Если проблема не слишком велика и ее можно решить вне офиса, разговор происходит прямо на стенде. Очевидно, что это, в первую очередь, позволяет знакомить аудиторию со своими новыми решениями, продвигать их на рынок.

«Новости ваших компаний»

Для большинства участников SofTool очень важно заявить конкурентам, партнерам и клиентам о том, что «мы есть на рынке» — выставка — наиболее удобное для этого место. В первую очередь это касается предприятий, которые имеют широкие партнерские сети

Безусловно, одним из наиболее важных мотивов участия в выставках является стремление познакомить потребителей со своими достижениями. Тем не менее заданный вопрос касался также изменений, произошедших в самих компаниях за этот год.

В сети франчайзи, созданной компанией «1С», растет число специалистов по восьмой версии «1С:Предприятие». Несмотря на то, что не все еще имеют собственные решения на основе этой новинки, руководство компаний возлагает на нее большие надежды.

Как отметил Юрий Игнатьев, руководитель направления управления предприятиями компании «1С:Рарус», его компания рассчитывает расширить круг заказчиков за счет более крупных предприятий, поскольку эта система лучше адаптирована для решения их управленческих и учетных задач.

Компания Microsoft Business Solutions разделила стенд с 17 сертифицированными партнерами — дабы подчеркнуть единство своего сообщества. Менеджер компании Елена Сливко-Кольчик заявила, что «SofTool сегодня — единственная выставка, в полной мере демонстрирующая текущий уровень развития российского рынка программного обеспечения. Она меняется, кто-то по разным причинам отказывается от участия, однако появляется много новых компаний, которые активно выходят на рынок — что знаменательно, довольно много региональных, в том числе из стран СНГ. Сегодня я не вижу альтернативы этому мероприятию на рынке».

Происходят перемены и в других компаниях. Например, R-Style Softlab реструктурировала систему своего управления.

Как рассказал Сергей Бабаев, директор департамента систем управления предприятием, она стала более «вертикальной» — сформировано шесть департаментов в соответствии с основными видами деятельности: три для разработки банковского программного обеспечения и по одному для разработки аналитических систем, систем автоматизации предприятий и муниципальной деятельности.

Обратимся теперь к продуктовым новостям. Традиционно здесь представлено много решений для торговли, предприятий общественного питания и сферы обслуживания. У «1С» наиболее существенными разработками являются «1С:Предприятие 8.0 Управление торговлей» и «1С:Предприятие 8.0 Управление персоналом». Первая система позволяет автоматизировать задачи оперативного и управленческого учета, анализа и планирования торговых операций. Вторая — осуществлять планирование потребностей в человеческих ресурсах, а также вести полноценный учет имеющихся кадров. Компания «1С:Рарус» представила решение для предприятия общественного питания, в котором появились «рабочие места официантов«. А новая версия системы для автоматизации учета в автохозяйстве пополнилась модулями CRM и Call-center.

Свои решения в этой области предлагают также партнеры MBS. Компания Columbus IT Partner познакомила посетителей выставки со своим программным обеспечением для предприятий розничной торговли на базе MBS Axapta.

Другие компании также активно работают в этом направлении. В частности, R-Style Softlab предлагает потребителям комплексное решение для автоматизации торговой деятельности — RS-Balance. Оно предоставляет возможность создавать и настраивать схемы документооборота, в основе которых лежит список документов, связанных общей бизнес-логикой.

Пользователь составляет перечень документов, определяет последовательность их формирования и передачи данных из одного документа в другой. Компания «Софт-Вест» продолжает развивать две ветви своего продукта «Домино». Несмотря на наличие восьмой версии, полностью использующей возможности Windows и лишенной ограничений накладываемых DOS, значительное число компаний продолжает пользоваться версией 7.4, написанной для DOS. Это заставило разработчиков выпустить данный продукт в версии 7.7 с интерфейсом Windows, сохранив предыдущую функциональность.

Интересно, что на выставке было представлено немало решений для промышленных предприятий. В MBS за последний год появились отраслевые комплексные решения, охватывающие весь производственный цикл для металлообрабатывающей, фармакологической и пищевой промышленности. В компании отметили, что на конференциях, проводимых MBS, 70% вопросов слушателей связано с производством.

Сходную позицию занимают представители ИТРП: несмотря на то, что в настоящий момент ситуацию на средних и мелких российских промышленных предприятиях можно сравнить с «черной дырой», они нуждаются в дешевых и доступных типовых решениях. Унификация продукта дает возможность снизить его цену, значительно сократить число ошибок и минимизировать стоимость доработки.

Среди прочих решений можно отметить продукт компании «Импакт-Софт» на основе MBS-Navision для лизинговых компаний. Большой интерес представляет деятельность компании Aladdin Software. Проблема защиты приложений и информации интересует всех разработчиков. В этом году компания вновь обратилась к использованию в своих системах смарт-карт, считая этот форм-фактор более подходящим для таких секторов экономики, как, например, банковское дело. Весьма актуальна также разработка компании на основе электронных ключей HASP для защиты информации.

Большинство рассмотренных выше решений не являются коробочными и требуют некоторых усилий для своего внедрения. В связи с этим участников выставки попросили ответить на третий вопрос.

«Как меняется доля ИТ-услуг в вашем обороте»

Фактически стоимость любого проекта по внедрению управленческой или учетной системы распадается на две составляющие — стоимость ПО и его доработки и стоимость услуг по обследованию предприятия и выбору наиболее адекватной конфигурации системы. Практически все участники выставки отметили рост доли второй составляющей. Они связывают это с ростом сложности проектов, которые требуют все более сложной и объемной аналитической работы и, следовательно, больших расходов на нее. Кроме того, растет доля стоимости обслуживания, поскольку предприятия активно развиваются и постоянно выходят с требованиями организации новых информационных сервисов для новых бизнес-процессов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями