На ближайшие годы можно выделить три направления развития систем хранения: виртуализацию систем с целью повышения оптимальности хранения, переход на сетевое хранение в распределенных гетерогенных системах на основе 10-Gigabit Ethernet, а также развитие многофункционального интегрированного управляющего программного обеспечения.
Павел Христов, руководитель ИТ-направления издательства «Открытые системы»: «Мы уже не первый раз объединяем свои усилия с IDC для того, чтобы провести мероприятие, посвященное актуальным вопросам развития ИТ-инфраструктуры современных предприятий и организаций»

Правило, гласящее, что нет худа без добра, применимо и к отечественному ИТ-рынку. На фоне общего количественного отставания от Запада в ряде отраслей наблюдается качественное преимущество. Причина — из-за более позднего появления сектора тех или иных услуг удалось избежать трудностей перехода на новые технологии ввиду отсутствия старых. Пример — системы хранения данных. Если во всем мире сейчас осуществляется переход от систем прямого доступа (Direct Access Storage, DAS) на прогрессивные сетевые схемы хранения SAN (Storage Area Network) и NAS (Network Access Storage), то в России такой проблемы просто нет, поскольку практически нет систем категории DAS. И как следствие, процент сетевых инфраструктур хранения намного выше.

Такие данные привел аналитик компании IDC Сергей Слепцов, выступая на второй ежегодной конференции «Системы хранения данных: практический подход», организованной совместно IDC и издательством «Открытые системы». Другая особенность отечественного рынка систем хранения, по словам Слепцова, — огромный выбор технологий. Вследствие экспоненциального роста объема информации главной задачей на сегодняшний день в IDC считают увязку данных, хранящихся в разных системах в единую гетерогенную среду.

В связи с этим на ближайшие годы можно выделить три направления развития: виртуализацию систем с целью повышения оптимальности хранения, переход на сетевое хранение в распределенных гетерогенных системах на основе 10-Gigabit Ethernet, а также развитие многофункционального интегрированного управляющего программного обеспечения. По данным IDC, в следующее три-пять лет ожидается рост предложения такого инструментария с возможностью быстрого доступа к данным при высоком уровне защиты информации в условиях территориально распределенных сетей крупных компаний.

Что же касается сетевого хранения, в IDC считают, что системы категории SAN ориентированы в первую очередь на крупный бизнес, а NAS — на средний и мелкий (в частности, торговые компании, а также организации, поставляющие бизнес-услуги). Так, по результатам проведенного IDC опроса, в котором приняло участие более 500 европейских ИТ-менеджеров, главным достоинством обеих технологий является эффективная организация резервного копирования, а на втором месте — возможность консолидации хранилищ. Но в числе следующих по важности плюсов NAS-систем респонденты отметили простоту использования, а для SAN на третьем месте оказалась возможность наращивания дополнительной емкости. По мнению Слепцова, схожая ситуация складывается и в России.

Зато доля SAN, по словам Слепцова, разительно отличается от Запада. В этом году она составила 73% от всех систем хранения и ожидается рост до 78% к 2007 году. За тот же промежуток времени количество DAS-систем должно снизиться вдвое — с 22 до 11%, а NAS — вырасти с 5 до 11%. Продолжится также количественный рост рынка систем хранения — согласно исследованию российского офиса IDC, он составляет 16%, что на 2% выше общего роста рынка и на 4% — показателя по серверам.

В денежном выражении объем рынка систем хранения в прошлом году составил 79,9 млн. долл. в ценах для конечных потребителей. Среди производителей по прошлогодним данным лидировала HP с долей в 35%, на втором месте — EMC (28%), а на третьем Sun Microsystems (10%). У IBM и HDS — по 8%, а на оставшиеся 11% приходились системы прочих производителей. В ближайшее время ожидается активизация и новых игроков, например Network Appliance.

С точки зрения ценовых приоритетов ситуация в России также сильно отличается от общемировой. 40% систем, поставленные в страну в 2001-2002 годах, стоили дороже 300 тыс. долл. и только 5% — менее 14 тыс. долл. На Западе же, наоборот, на низшую ценовую группу пришлось 40%, а на диапазон «свыше 300 тыс.» — всего 13%. И только в средних сегментах отечественные показатели сопоставимы с зарубежными — в диапазоне «от 15 до 50 тыс.» это 27 и 22%, в диапазоне «от 50 до 150 тыс.» — 18 и 13%, в диапазоне «150-300 тыс.» — 10 и 12%.

Причина различий проста: в России в полной мере осознали необходимость в системах хранения пока только в самых крупных организациях — банки, телекоммуникационный и госсектор. На Западе же среди покупателей все больше представителей малого и среднего бизнеса. По прогнозам IDC, в ближайшее время такая ситуация сохранится, хотя доля решений стоимостью до 50 тыс. долл. в России будет расти.

Работа над ошибками

Интересным моментом конференции стало выступление руководителя отдела проектирования вычислительных комплексов компании «Инфосистемы Джет» Андрея Лукичева. Он подробно рассказал о типичных ошибках, которые совершаются при работе с системами хранения, и о том, как их избежать. Проблемы могут возникнуть на всех трех этапах — проектировании системы, ее установке и эксплуатации.

На первом из них серьезной неприятностью может стать наличие так называемой единой точки отказа — то есть некоего потенциально опасного звена цепи, отказ которого приводит к приостановке деятельности всей системы. Такой точкой, например, может стать ненадежный ИБП, отсутствие дублирования путей доступа к данным и т.д. Еще одна распространенная ошибка — хранение лент с резервными копиями в одном помещении с основными данными. При пожаре или другом бедствии они могут быть уничтожены вместе с системой хранения, и таким образом теряется смысл их существования. Данный способ хранения можно сравнить с хранением запасного ключа от квартиры на одном брелоке с основным. Другой ошибкой на первом этапе может стать недостаточный резерв по мощности, в котором, например, не учтены пики в конце квартала. Также не всегда принимается во внимание возможная потребность в расширении системы — иногда для этого просто не хватает места в помещении или мощности кондиционера.

На этапе внедрения заказчиков подстерегают проблемы с совместимостью оборудования и программного обеспечения. Для того чтобы этого избежать, рекомендуется заранее выяснять все характеристики совмещаемого оборудования, а лучше — покупать типовые, проверенные на практике комплекты.

Но по статистике сервис-центров большинство проблем и поломок возникает на последнем этапе — вследствие неправильной эксплуатации системы. Так, 80% всех простоев — продолжительные, убытки же от минуты могут исчисляться тысячами, а порой и сотням тысяч долларов. Причины таких поломок разнообразны — от отсутствия средств мониторинга состояния системы до утери необходимой документации. Так, пользователи могут не знать правил процедур внесения изменений, телефонов службы поддержки и порядка действий при проведении резервного копирования.

Для того чтобы не допустить всех перечисленных ошибок, еще при выборе системы необходимо четко представлять, с какой целью она будет использоваться и, самое главное, насколько критичен простой. Так, если в банке остановка системы более чем на 30 минут приведет к миллионным убыткам и потере клиентов, то трех-, четырехчасовой простой, например, на судоверфи ничем страшным не грозит — заказчики не уйдут к конкурентам, а задержку в производстве можно будет наверстать в дальнейшем.

Также во избежание лишних расходов следует заранее оценить и классифицировать всю имеющуюся информацию. Во-первых, избежать ее дублирования (например, вложений в письмах, которые часто хранятся одновременно на нескольких компьютерах), а во-вторых, хранить ее в соответствии с жизненным циклом. То есть самые дорогие, быстрые и надежные устройства выделить под самую критичную информацию, а по мере ее устаревания переносить на более дешевые и медленные носители. Тем не менее необходимо регулярно профилактически проверять целостность информации — в ряде систем имеются специальные утилиты, позволяющие делать это аппаратно, используя метод контрольных сумм.

Есть, впрочем, мнение, что ошибкой может быть и само решение организовать хранилище данных «на рабочем месте». Так, например, считают в компании IBS, предлагающей воспользоваться вместо этого услугами ее собственного дата-центра. По словам директора проекта Data Fort Дмитрия Комиссарова, аутсорсинг систем хранения является низкозатратным, эффективным и безопасным способом, который в ряде случаев (особенно для небольших, развивающихся компаний) станет оптимальным решением.


О конференции

Конференция «Системы хранения данных: практический подход» стала традиционной. Ее организаторы, издательство «Открытые системы» и компания IDC, уже не в первый раз объединяют свои усилия, для того чтобы провести крупное мероприятие, посвященное актуальным вопросам развития ИТ-инфраструктуры современных предприятий и организаций.

Соорганизаторам удалось собрать весьма представительный состав участников. В конференции приняли участие практически все известные производители систем хранения данных, в том числе EMC, Hitachi Data Systems, Hewlett-Packard, Sun Microsystems, а также производители программных средств управления. Компании представили руководители соответствующих бизнес-направлений местных офисов, а в ряде случаев — и региональные менеджеры международных компаний.

Отечественные компании-интеграторы, имеющие опыт поставки и эксплуатации систем хранения данных — «Открытые технологии», «Инфосистемы Джет», «Крок», B.A.C., IBS, TopS BI, «Интерпроком ЛАН», Lynx BCC — поделились своей практической экс?пертизой. В программу конференции были включены выступления пользователей, уже внедривших у себя подобные решения. Значительный интерес вызвал доклад представителя Ленинградского металлического завода, где уже внедрена масштабная система хранения. Столь широкий диапазон участвующих обеспечил, с одной стороны, представление концептуальных взглядов на пути развития систем хранения данных, анализ рынка и его перспективы, дал возможность ознакомиться с современными технологическими решениями, а с другой — позволил получить конкретную техническую, организационную и экономическую информацию о практических решениях.

С материалами конференции можно познакомиться в Web по адресу www.osp.ru/storage.