Как известно, около 70% всех затрат на продукт приходится на цикл проектирования, а остальное, — то, что называют оперативным управлением, логистикой — это зона компетенции ERP. Когда продукт разрабатывается — это PLM, когда продукт поставлен заказчику, его нужно обслуживать — это ERP
Франсис Бернар: «Концепция PLM подразумевает управление данными, полученными не только от CAD/CAM/CAE, предполагает оперирование самыми разнообразными сведениями на протяжении достаточно продолжительного срока жизни изделия»

В ходе недавнего PLM-форума на вопросы главного редактора «Открытых систем» Дмитрия Волкова ответил Франсис Бернар, один из основателей Dassault Systemes, ныне консультант исполнительного комитета компании, отвечающий за маркетинг на развивающихся рынках и продвижение решений в таких отраслях, как промышленный дизайн и судостроение. В его задачи входит также координация взаимодействия с научно-исследовательскими организациями.

В 1981 году вы основали компанию Dassault Systemes как подразделение Dassault Aviation с целью концентрации усилий по развитию CAD/CAM системы CATIA. Сегодня уже недостаточно только средств геометрического моделирования — концепция PLM выходит за рамки CAD/CAM/PDM, но и этого мало — в CATIA 5 интегрируется mySAP PLM. Где грань между ERP и PLM?

Как известно, около 70% всех затрат на продукт приходится на цикл проектирования, а остальное, — то, что называют оперативным управлением, логистикой — это зона компетенции ERP. В задачу PLM входит стратегическое управление — все, что касается собственно продукта и базируется на его модели: описание, управление данными, производство, моделирование, сопровождение, оптимизация подготовки производства. Кроме этого имеется еще слой управления совместной разработкой и общими данными, урегулирование конфликтов не только внутри, но и вне компании. Сфера ERP начинается там, где уже не интересны геометрические данные: управление ресурсами, финансовыми потоками, запасы и т. п.

Обе технологии дополняют, но не замещают друг друга. Когда продукт разрабатывается — это PLM, когда продукт поставлен заказчику, его нужно обслуживать, требуется база данных с описанием всех частей и узлов деталей, — это ERP. Но грань достаточно тонкая — эффективное использование обеих систем невозможно без обмена актуальной информацией.

В чем разница между CALS и PLM?

В «гражданской» Европе, а особенно во Франции, CALS малоизвестна, поскольку эта технология вышла из недр Министерства обороны США и не несет ничего принципиально нового, по сравнению с открытыми всему ИТ-сообществу идеями PLM, ERP, SCM и CRM, полностью покрывающими потребности в поддержке жизненного цикла изделий. Думаю, ответ надо искать в терминологии и стандартизации.

Какова сегодня доля PLM-решений в бизнесе Dassault?

Около 80% и эта доля постоянно увеличивается. В нашем понимании основу производственной деятельности образует модель PPR («продукт, процесс, ресурс») — информационная магистраль, соединяющая воедино PLM, ERP, SCM и CRM. Каждая из этих систем не может существовать изолировано и через некоторое время все системы проектирования можно в той или иной степени считать PLM-решениями. Согласно исследованиям Гарвардской школы бизнеса и аналитиков Peerstone Research, изучавших мнения пользователей ERP-систем, 35% респондентов сказали, что не будут приобретать такие системы по причине сложности их интеграции с уже существующими приложениями и невысоким показателем возврата инвестиций. Около 18% опрошенных заявило, что им не требуется дополнительных программных средств, а 14% считают, что существующие приложения не отвечают требованиям бизнеса. Ключ к преимуществам на рынке лежит сегодня не в самом факте использования ERP, SCM и CRM, а в организационных мероприятиях, связанных, в частности, с оптимальным использованием этих технологий для решения задач бизнеса. Одно из таких мероприятий — развертывание на базе концепции PLM интегрированной инфраструктуры управления жизненным циклом изделий.

Какова роль Web-служб в PLM?

Для нормального автоматизированного производства недостаточно отдельных систем: CAD имеют дело с графическими моделями, PDM работают с документами (чертежи и модели), BOM — с текстовыми спецификациями. Универсальные средства, как оказалось, приживаются очень плохо — многие потребители предпочитают использовать свое собственное ПО. Концепция PLM подразумевает управление данными, полученными не только от CAD/CAM/CAE, предполагает оперирование самыми разнообразными сведениями на протяжении достаточно продолжительного срока жизни изделия. Здесь весьма интересная технология Web-служб вполне могла бы сыграть свою роль, но пока еще рано говорить о ее глубоком проникновении в PLM — промышленность к этому еще не готова, существует большая инерция. Например, в судо- или авиастроении срок службы изделий исчисляется десятками лет, на протяжении которых технологии могут несколько раз смениться. Для автомобиля средний срок жизни — пять лет, однако за это время обычно происходит множество изменений и модификаций базовой модели, корректировка комплектации под требования заказчиков. Для изделий бытового сектора рынка, например домашней электроники, срок жизни достаточно мал, но очень важна скорость их вывода на рынок и здесь Web-службы имеют высокие шансы. Аппарат Web-служб потенциально позволяет организовать взаимодействие для магистрали PPR, но сегодня это еще актуально только для одной компании.

В чем отличие подхода Dassault от подхода других компаний к PLM-решениям?

В 2002 году весь рынок PLM, по данным Daratech, составлял 7,9 млрд. долл., а по состоянию на февраль 2003 года IBM, EDS и PTC занимали на нем 21, 15 и 11% соответственно по доходам, получаемым от продажи продуктов и сервиса PLM. Сильной стороной PTC является PDM (система Windchill), которая хорошо работает в сфере параллельной, но не индивидуальной разработки. В области CAD компания PTC потеряла свои некогда лидирующие позиции (напомню, что именно в PTC впервые была предложена и доведена до рыночного продукта идея параметризации) и сегодня их средства моделирования используются только в определенных нишах. EDS обладает хорошей системой CAD и отличными средствами CAM, особенно в части подготовки оснастки и работы со станками с ЧПУ и обрабатывающими центрами. В данной сфере сегодня эта компания, пожалуй, на первых ролях, и вопрос о первенстве скорее лежит в области маркетинга. С другой стороны в сфере управления акцент сделан на управление данными, а не продуктами. Отличные решения были у SDRC, но в настоящее время еще не завершена консолидация ее продуктов с решениями EDS. У Dassault имеются хорошие системы CAD/CAM, неплохие продукты класса PDM. Возможно, из продуктов этих трех компаний можно сегодня создать идеальное решение, однако проблемы неизбежно будут возникать на стыках. Именно в интеграции и состоят сегодня сильные позиции Dassault и IBM. PLM-решение — это не просто сумма отдельных продуктов (PDM, CAM, CAE, CAD и т. д.). Не надо забывать, что для клиента важны не только программные продукты, а также поддержка, сервис, адаптация силами партнеров, которых у нас 400, что позволяет найти решение практически для любой прикладной области. С другой стороны, EDS также не последний игрок на рынке интеграции.