Он обязательно будет цифровым, потому что BenQ не производит «нецифровых» продуктов
Кей Уай Ли: «Долгие годы Америка была безусловным лидером в разработках и внедрении новейших информационных технологий, но теперь эстафетная палочка переходит к Азии»

Менее чем за два года своего существования компания BenQ сумела сделать свою торговую марку одной из самых узнаваемых среди торговых марок тайваньских фирм. Сегодня BenQ представляет собой корпорацию с годовым оборотом в 3,3 млрд. долл., в текущем году планируется увеличение этого показателя до 4,1 млрд. долл. В состав группы BenQ входят семь дочерних предприятий. К 2008 году оборот корпорации, по словам ее руководства, должен вырасти до 5 млрд. долл., однако аналитики не исключают, что выйти на этот рубеж удастся и раньше.

Руководство BenQ — это, прежде всего, Кей Уай Ли, генеральный директор корпорации. Экс-президента Acer Peripherals считают (и не без оснований) одним из самых успешных учеников Стэна Ши, творца успехов Acer, еще в 1980 году названного журналом Fortune в числе «двадцати пяти людей, которых необходимо знать, чтобы вести бизнес в Азии». Ли — это история, сегодняшний и завтрашний день BenQ, компании, провозгласившей своим лозунгом превратить жизнь в удовольствие, повышая ее качество (Bringing enjoynment and quality to life). Мы беседуем с ним о роли и перспективах BenQ и всей компьютерной индустрии в целом на новом витке развития ИТ, превратившем рынок потребительских товаров в своего рода Мекку как для ветеранов отрасли, так и для дерзких новичков.

Какова нынешняя стратегия BenQ? Какие направления деятельности сейчас для компании являются приоритетными?

Как вы знаете, компания BenQ была образована не так давно, в 2001 году. Однако технологиями, которые сейчас составляют основу продуктовых линеек BenQ, мы начали заниматься гораздо раньше, еще в середине 90-х годов в рамках подразделения Acer Peripherals. (В 2000 году оно было переименовано в дочернюю компанию Acer Communications and Multimedia, а в конце 2001 года на ее базе была образована корпорация BenQ. — Прим. ред.) Перед нами стоял вопрос: «Что может стать движущей силой следующего большого скачка в ИТ-индустрии»? Корпоративный рынок, где торговая марка Acer к тому времени уже завоевала широкую известность? Но большинству пользователей уже не требовался значительный прирост вычислительных возможностей. Да, многие успели оценить преимущества компьютерных сетей, обзавелись сетевыми инфраструктурами, которым в скором времени — мы это знали — потребуется обновление. Однако это не могло стать почвой ни для выхода ИТ-индустрии на качественно новый уровень развития, ни для существенного расширения нашего бизнеса. И тогда мы обратили внимание на потребительский рынок. Было важно осознать, что со стороны индивидуальных пользователей, а не корпораций уже существует или скоро возникнет достаточно большой спрос на цифровые технологии, которые могут найти свое воплощение в самых различных продуктах для домашнего использования. Движение в сторону цифрового дома стало нашей стратегией, мы продолжаем ее придерживаться сейчас и планируем следовать ей в дальнейшем.

Какие регионы являются приоритетными для BenQ?

Свое развитие мы начали с азиатского рынка, и это было вполне естественно, поскольку в Азии сосредоточены наши основные производственные и исследовательские ресурсы. Нам пришлось вложить достаточно много средств в продвижение торговой марки BenQ на азиатском рынке. Следующим шагом стал выход на европейский рынок, кстати, еще в 2002 году мы открыли офис в России. Всего у нас открыты офисы в 34 странах. Американский рынок для BenQ также важен, но его настоящее освоение, как мы считаем, у нас еще впереди.

Какая доля операций BenQ приходится на континентальный Китай?

Большая доля. По состоянию на сегодня из чуть более 13 тыс. сотрудников корпорации 8 тыс. работают в Китае. И знаете почему? Во-первых, Китай сам по себе является огромным рынком, у нас 23 офиса в этой стране, деятельность которых охватывает всю ее территорию. Во-вторых, себестоимость производства в Китае — одна из самых низких в мире. И наконец, в-третьих, в последнее время мы наблюдаем интересную картину на ИТ-рынке. Долгие годы Америка была безусловным лидером в разработках и внедрении новейших информационных технологий, но теперь эстафетная палочка переходит к Азии. Китай же играет одну из главных ролей в азиатском регионе.

Как вы считаете, почему путь новшеств в ИТ-сфере к признанию в Америке стал труднее, а в Азии, напротив, легче?

Причин несколько. В случае со смартфонами и вообще мобильными телефонами, как мне кажется, негативную роль сыграло слишком пристальное внимание органов государственного регулирования к сфере телекоммуникаций. С ЖК-телевизорами дело в другом. Задайтесь вопросом: где сейчас разрабатывается и производится основная масса продуктов на основе ЖК-технологии? Ответ будет: в Азии, если называть конкретные государства, то в Корее, Японии, на Тайване, если рассматривать только производство, к списку добавятся Китай и ряд других стран. Для меня, да, думаю, и для вас нет ничего удивительного в том, что, разрабатывая и производя новые ИТ-продукты, Азия становится лидером и в их внедрении. Естественно, это касается не только ЖК-телевизоров, но и многих других видов продуктов. Но особенно ярко мы видим это на примере смартфонов и ЖК-телевизоров. Китай, как я уже говорил, играет одну из главных ролей в азиатском регионе. То, что мы выбрали его в качестве центра нашей активности в Азии, мне представляется логичным.

Азиатскую ИТ-индустрию традиционно связывали с дешевой рабочей силой и наименьшей себестоимостью производства. С ростом азиатской экономики фактор себестоимости перестал играть роль ключевого преимущества в конкурентной борьбе, поскольку усилилось соперничество между компаниями внутри региона. Каково нынешнее положение BenQ в этих условиях? Удается ли компании оставаться прибыльной?

Да, с момента образования BenQ в 2001 году нам удается оставаться прибыльной компанией. Не только нам, конечно. Однако в деятельности многих компаний в последнее время наступил тяжелый период, связанный с падением цен, общим регрессом мировой экономики, проблемами на локальных рынках и т. д. Кто-то пытается преодолеть спад за счет диверсификации бизнеса, другие — за счет инновационного развития, третьи — улучшая производственную инфраструктуру, и т. д. У одних получается, у других — нет. Такова жизнь.

Вы хотите, чтобы торговую марку BenQ сопоставляли с такими известными именами на рынке бытовой электроники, как Sony, Panasonic и т. п.?

Безусловно, да. Причем я бы хотел обратить ваше внимание на некоторые отличия. Во-первых, BenQ — это сто?процентно цифровая компания. Это не какие-то красивые слова, мы просто не производим «нецифровых» продуктов, и поэтому я считаю, что наш уровень компетентности в области цифровых технологий выше. Во-вторых, есть еще один важный момент. Компании, входящие в группу BenQ, обеспечивают нас поддержкой качественными компонентами, в первую очередь, это касается TFT-панелей, но, естественно, не только их. (В группу BenQ входит компания AU Optronics, занимающая, по данным DisplaySearch, третье место в мире по объемам поставок TFT-панелей после LG.Philips LCD и Samsung. Генеральным директором AU Optronics также является Кей Уай Ли. — Прим. ред.)

Если говорить о конкретных продуктах, какие из них в настоящее время являются ключевыми для BenQ и могут рассматриваться как наиболее перспективные с позиций успеха на рынке?

Очевидно, что в данный момент это продукты с поддержкой беспроводных технологий передачи данных, смартфоны и т. п. Рынок DVD также сулит неплохие перспективы, особенно с учетом того, что диски с возможностью перезаписи получают все большее распространение. Растет популярность устройств на основе ЖК-технологии (телевизоров, мониторов, проекторов и т. д.). На конец, ноутбуки с поддержкой мультимедийных технологий и беспроводной передачи данных аккумулируют в себе достоинства всех трех перечисленных направлений деятельности. Если раньше портативные ПК использовались в основном для автономной работы так называемых мобильных сотрудников компаний, то теперь большое внимание уделяется их коммуникационным и развлекательным функциям. Это, несомненно, способствует росту объемов продаж ноутбуков в последнее время.

Раз уж вы упомянули о беспроводных технологиях передачи данных и ноутбуках, хотелось бы узнать ваше мнение о технологии Centrino, которую многие считают главной движущей силой развития обоих этих рынков в нынешнем году, даже несмотря на то, что Intel явно запаздывает с реализацией поддержки новейших стандартов IEEE 802.11.

C моей точки зрения, основной технологический прорыв, который несет в себе технология Centrino, связан вовсе не с беспроводными сетями, а с оптимизацией энергопотребления ноутбуков, увеличением времени их автономной работы от аккумуляторов. Использование в портативных ПК компонентов Centrino продлевает срок жизни аккумуляторных батарей, это действительно важно для пользователей.

Будет ли сотрудничество BenQ с компанией Philips ограничиваться рамками вашего совместного предприятия PBDS (Philips BenQ Digital Storage)? Есть ли планы по расширению партнерства в других сферах, помимо оптических накопителей?

Пока о расширении сфер сотрудничества BenQ и Philips говорить преждевременно. Я не исключаю такого варианта развития событий, но на данный момент времени наши усилия сосредоточены на деятельности в рамках PBDS.

Каковы ваши оценки недавней выставки Computex 2003 в Тайбэе, перенесенной с июня на сентябрь из-за эпидемии атипичной пневмонии и в итоге оказавшейся самой крупной за все время ее проведения?

После того как угроза SARS миновала, экономическая ситуация во многих странах мира начала улучшаться. Даже в Японии, где экономического роста не было уже почти десять лет, появились признаки подъема. Прогнозы на вторую половину, а затем и на заключительный квартал нынешнего года были благоприятны для компаний ИТ-индустрии. (В дни выставки в Тайбэе компания IDC пересмотрела свои первоначальные прогнозы относительно роста рынка ПК в мире в оставшиеся месяцы 2003 года, скорректировав их в лучшую сторону. — Прим. ред.) Поэтому я считаю, что перенос Computex 2003 на более поздний срок был правильным решением.