Учащимся и преподавателям Microsoft Office 2003 обойдется «всего» в 100 долл.
Ольга Дергунова уверена, что 100 долл. за Office 2003 — это очень выгодное предложение

Российское представительство Microsoft подвело итоги работы корпорации в закончившемся 30 июня 2003 финансовом году и обнародовало планы на будущее. Дела корпорации весьма неплохи: оборот достиг 32,19 млрд. долл. (рост по сравнению с прошлым годом — 13,5%). Чистый доход составил 9,99 млрд. долл., что приблизительно на 20% больше прошлогоднего. В структуре мировых продаж по-прежнему доминирует программное обеспечение для настольных систем с долей в 61%, на втором месте — серверные платформы (22%), на третьем — периферийные устройства, приставки, услуги, игры и т. д. (15%). Оставшиеся 2% приходятся на решения подразделения Microsoft Business Solutions.

Основную роль в таком распределении продаж сыграло массовое внедрение Windows XP, а также продукты MS Project и Enterprise Project Management, нашедшие своих покупателей в корпоративном секторе. Сегмент серверных платформ обязан своей долей Windows 2003 Server. Важной вехой стало появление Tablet PC.

В России и странах СНГ распределение продаж иное. Сегмент бизнес-решений превышает общемировой более чем втрое (7%), несколько больше доля настольного и корпоративного ПО (65 и 26% соответственно), а рынок устройств куда меньше (2%). Объясняется это тем, что на наш рынок поставляются только клавиатуры и мыши, продвижение же остальной продукции считается невыгодным.

Россияне стали цивилизованнее

Общий оборот Microsoft в СНГ в 2003 финансовом году превысил 100 млн. долл., причем в основном благодаря сборщикам ПК (рост — 62%), а также продавцам решений MBS, чьими усилиями российское подразделение получило корпоративную награду «Лучшее подразделение MBS в мире в 2003 финансовом году». По данным отчета IDC за 2002 год, на продукты MBS в России пришлось 22% объема продаж систем управления предприятиями для среднего рынка. Рост продаж MBS в регионе составил 97%, что более чем втрое превышает рост соответствующего рынка. Но при этом следует учитывать, что годом раньше абсолютный уровень продаж систем MBS был совсем невелик, поэтому его почти двукратный рост является показателем хорошим, но не экстраординарным.

Это же касается и роста продаж Windows XP Home, который в сегменте малого бизнеса и домашних пользователей составил 425%. Зато любопытно, что продажи Windows 9x остались практически на прежнем уровне, это говорит о различной потребительской аудитории двух операционных систем. Пришлась россиянам по душе и «профессиональная» версия Windows XP — ее доля среди корпоративных разновидностей Windows достигла 29%. Причиной такой популярности этой ОС в Microsoft считают высокий уровень ее безопасности.

Важной тенденцией года, по мнению Ольги Дергуновой, главы представительства Microsoft, стало «драматическое изменение» подхода отечественных компаний к покупке лицензионного программного обеспечения. Если раньше заказчики предпочитали сразу уплатить всю необходимую сумму, то сейчас резко возрос интерес к современным программам корпоративного лицензирования (Enterprise Agreement, Multi-Year OPEN и др.), позволяющим распределить платежи по нескольким фискальным периодам.

По пиратам ударят ценой

Главной же проблемой российского офиса Microsoft традиционно остается пиратство. Правда, по словам Дергуновой, динамика положительная: если во время выхода корпорации на наш рынок на контрафактные программы приходилось 99% рынка, то сейчас — 87%.

Возможно, эту цифру удастся еще уменьшить свыходом на российский рынок MS Office 2003. Как заявила Дергунова, ориентировочная розничная цена русской версии продукта для учащихся и преподавателей составит 100 долл. Правда, и такая цена пакета несопоставима со средней зарплатой преподавателей и намного превышает студенческую стипендию, однако в представительстве верят в успех акции. «Если родители покупают детям мобильные телефоны за 100 долл., то почему бы им не потратить такую же сумму на качественный лицензионный продукт», — считает Дергунова.

Оправдаются ли ее надежды, станет ясно в 2004 году. Презентация русской версии Office 2003 намечена на декабрь. Другие планы Microsoft на следующий финансовый год амбициозны — в частности, прогнозируется увеличение общего оборота до 200 млн. долл. Также намечен выход русскоязычной версии Small Business Server и Microsoft CRM.