Кевин Эштон: «Широкое внедрение технологий EPC и RFID будет означать, что следующие полвека пройдут под знаком компьютерных датчиков»

Стремясь познакомиться с достижениями промышленной эры и новыми горизонтами, которые она открывает перед человечеством, миллионы людей посетили Всемирную Колумбову выставку, организованную в Чикаго в 1893 году. Через 110 лет в том же городе состоялся симпозиум, посвященный технологии, которая, возможно, даст толчок экономическому росту на следующие полвека: глобальной сети «интеллектуальных» объектов.

Симпозиум по электронным кодам продуктов (Electronic Product Code, EPC) прошел здесь с 15 по 17 сентября. На нем вниманию общественности была официально представлена Сеть электронных кодов продуктов (Electronic Product Code Network) — открытая технологическая инфраструктура, разработанная исследователями разных стран мира.

Сеть, предполагающая использование специальных меток радиочастотной идентификации (RFID, Radio Frequency ID), позволит машинам отыскивать произведенные человеком объекты в любой точке земного шара. В результате будет создано, так сказать, новое издание Internet — «Интернет вещей», как назвал его Кевин Эштон, исполнительный директор Центра автоматической идентификации при Массачуссетском технологическом институте.

Благодаря RFID-меткам изделия могут пассивно предоставлять свои идентификационные данные устройствам для считывания соответствующей информации. Эти метки приходят на смену штрих-коду, который, как известно, физически считывается работниками, вооруженными специальными сканерами. «Наш симпозиум — как выстрел стартового пистолета для новой технологии. Сегодня она совершает бросок из царства исследований в мир реальности», — заявил Эштон.

По словам представителей Центра автоматической идентификации, организаторы симпозиума имели цель представить технологию EPC руководителям предприятий. Для посетителей были подготовлены сообщения о том, как работает сеть EPC и как реализовать технологию EPC в корпоративных цепочках поставок.

Мероприятие получило поддержку крупных технологических компаний, в том числе IBM, SAP и Sun Microsystems.

По словам Джона Брендсела, вице-президента VeriSign, его компания, специализирующаяся на управлении ключевыми компонентами инфраструктуры Internet, объявила на симпозиуме о разработке комплекта служб сетевого каталога EPC.

Компания VeriSign представила три новые службы, которые позволят организациям управлять EPC-данными с помощью реестров ONS Registry и EPC Service Registry, а также службы EPC Information Services.

На базе трех служб будет создан реестр, подобный системе именования доменов Internet Domain Name System, связывающий код EPC с IP-адресом. По словам Брендсела, с помощью этих служб компании смогут следить за всеми передвижениями своих изделий с того момента, когда они покидают предприятие, и до прибытия изделий на погрузочную площадку или в магазин розничной торговли. Если в ходе широко разрекламированных экспериментов с «интеллектуальными полками» технология RFID применялась в магазинах розничной торговли для получения в реальном времени информации о наличии товаров, то теперь компании проведут исследования вне стен торговых залов.

Кроме того, в ходе симпозиума корпорация Intel объявила об альянсе с компанией ThingMagic, целью которого является разработка нового поколения устройств, считывающих данные с RFID-меток. Эти устройства будут создаваться на основе предложенной ThingMagic платформы Mercury4 Platform; в них будут применяться коммуникационные процессоры Intel IXP420 XScale. В результате такие устройства смогут одновременно использовать несколько протоколов радиочастотной идентификации.

Если говорить о практических применениях технологии EPC, то основное внимание участников симпозиума по электронным кодам продуктов привлекли снабженческие цепочки, считают Эштон и другие организаторы форума.

Эштон заявил, что новая технология может быть с успехом использована в различных областях, однако специализирующимся на розничной торговле компаниям, подобным Wal-Mart Stores (она без колебаний выступает в поддержку технологии EPC), предстоит еще решить множество практических и логистических проблем, чтобы внедрить ее в свою деятельность.

По словам Эштона, для начала было бы неплохо сосредоточиться на управлении большими единицами, такими как ящик с товарами или поддон, груженный ящиками.

«Может быть, такие эксперименты начнутся лет через десять, кто знает», — сказал он.

По словам Брендсела, для демонстрации возможностей технологий RFID и EPC в сфере управления цепочками поставок компания VeriSign приобрела 2 тыс. оборудованных средствами RFID поддонов, напоминающих приспособления, на которых товары перемещают в разных уголках мира. Поддоны были розданы участникам симпозиума, и те могли сканировать их у стендов различных поставщиков технологических решений. В результате это позволило участникам проследить точный маршрут движения своих поддонов по выставочному залу и узнать, в какое время поддон находился у того или иного стенда.

Эштон считает прошедший симпозиум событием исторического масштаба. По его мнению, создание сети EPC Network означает отказ от системы, господствовавшей на протяжении последних 50 лет и предусматривавшей обработку компьютерами данных, которые вводятся человеком. Широкое внедрение технологий EPC и RFID будет означать, что следующие полвека пройдут под знаком компьютерных датчиков.

Эштон считает, что, подобно Internet, сеть EPC Network будет разрастаться незаметно, но в конце концов станет неотъемлемой частью жизни современного общества, как, скажем, электронная почта.

Возможно, что широкое распространение новой технологии начнется лишь тогда, когда производство меток RFID станет массовым, дешевым и эффективным, утверждает он.

А пока, заявил Эштон, можно сказать, что присутствие представителей крупных технологических компаний на первом симпозиуме по электронным кодам продуктов является добрым знаком. «Это значит, технологию EPC воспринимают всерьез», — подчеркнул он.