Российские производители программного обеспечения едины в борьбе с пиратством

C пиратами в России борются разными способами: кто-то обращается в милицию, кто-то изыскивает способы защиты своего ПО, а кто-то ждет помощи от законодателей. Каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы, поэтому заметный эффект может дать лишь совмещение всего перечисленного. Этим путем идет Некоммерческое партнерство поставщиков программных продуктов, существующее с января 2001 года, члены которого на очередном собрании подвели итоги деятельности организации с марта этого года и утвердили планы на будущее. В частности, было принято решение о вступлении НП ППП в АП КИТ (Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий) и утвержден в должности новый директор партнерства — Дмитрий Соколов.

Основные направления деятельности партнерства остаются прежними: в первую очередь — борьба с пиратством, а во вторую — с... законодательством. В частности, перед производителями ПО остро стоит проблема нового таможенного кодекса, а именно нуждающийся в совершенствовании раздел IX — «Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами», который устраивает далеко не всех. Кроме того, до сих пор нет положительных изменений в вопросе преодоления барьеров на экспорт готовой (несырьевой) продукции из России, в том числе и программного обеспечения.

Еще одним небезразличным для НП ППП вопросом является обучение специалистов, в частности, нуждаются в совершенствовании государственные программы высшего образования в области автоматизации предприятий. Одним из вариантов решений проблемы может стать привлечение к преподаванию выпускников вузов. Кроме того, по мнению президента партнерства Бориса Нуралиева, «необходимо учить студентов технологии и просто ?хорошим манерам? программирования».

Пиратство глазами пострадавших

Также на собрании были обнародованы результаты внутреннего опроса, посвященного изменениям на рынке контрафактной продукции. Такое анкетирование среди членов НП ППП проводилось уже в четвертый раз, в опросе участвовало 43 члена. По словам Нуралиева, поскольку выборка узкоспециализированная, полученные ответы можно считать достаточно точными и правдоподобными. Результаты показали, что за последние полгода уровень «лоточного» пиратства снизился — так считают 40% опрошенных. С прочими видами пиратов («интернетчиками», «популяризаторами» и «черными внедренцами») ситуация, по мнению партнеров, либо не изменилась, либо ухудшилась. Что касается предпочтительных для сотрудничества органов правопорядка, то наибольшей популярностью пользуется ПСТМ (подразделение специальных технических мероприятий) — ему доверяют 43% опрошенных. На втором месте ОБЭП (27%), на третьем и четвертом — прочие службы МВД и прокуратура (10% и 7% соответственно).

В целом Нуралиев оценил борьбу с пиратством как «далекую от успеха, но сдвинувшуюся с мертвой точки». Идет работа по совершенствованию законодательства, произошли некоторые изменения в общественном сознании, а провайдеры по заявлениям правообладателей закрывают «пиратские» сайты. НП ППП осуществляет экспертную помощь правоохранительным органам в проведении рейдов и контрольных закупок, участвует в процессах по защите интеллектуальной собственности.

Больших успехов удалось добиться и в самом главном «логове» московских пиратов — торговом комплексе «Горбушкин двор». На встречах с дирекцией московского телевизионного завода «Рубин», на территории которого располагается комплекс, была достигнута договоренность о проведении совместных мероприятий по выявлению и пресечению фактов реализации «пиратской» продукции на территории комплекса. Администрация «Горбушки» выразила готовность расторгать договоры с торговцами, уличенными в реализации контрафактных товаров. По результатам совместных рейдов сотрудников правоохранительных органов и специалистов НП ППП администрацией было расторгнуто более 10 договоров с арендаторами.