На международном терминале аэропорта Шереметьево, известном как «Шереметьево-2», завершен второй этап создания автоматизированной системы контроля и управления инженерным оборудованием.

Построенный к открытию московской Олимпиады 1980 года международный терминал аэропорта Шереметьево, хорошо известный теперь как «Шереметьево-2», в свое время считался архитектурным объектом, инженерные системы которого были автоматизированы по последнему слову техники. Сегодня, по прошествии двадцати с лишним лет, это здание производит отнюдь не лучшее впечатление. Однако вопрос замены морально устаревшего и выработавшего свой ресурс оборудования автоматизации, выпущенного в конце 70-х компанией Siemens, успешно решается. Во втором квартале 2003 года введена в эксплуатацию вторая очередь комплекса управления инженерными системами терминала, созданная на базе аппаратных и программных средств компании Andover Controls. Данная работа выполнена специалистами ICS и AControl SIS, совместного предприятия, 51% активов которого принадлежит входящей в группу ICS фирме Intelbuild. Инициаторами создания новой системы стали не только техническая дирекция, но и дирекция по информационным технологиям аэропорта. Участие последней в работе по инженерной автоматизации — весьма примечательное явление, поскольку знания и опыт специалистов ИТ-департаментов определяют в конечном итоге успех выполнения подобных инновационных проектов.

Концепции

«Построение систем управления интеллектуальными зданиями служит естественным продолжением деятельности в области СКС. Значительная часть этого вида работ также относится к классу инфраструктурных решений, которые в сочетании с программными и аппаратными средствами автоматизации позволяют создавать комплексы управления», — считает президент группы компаний ICS Юрий Королев.

Инфраструктурной основой таких комплексов служит интегрированная кабельная система, объединяющая с применением зонных шкафов все объекты автоматизации. Она существенно сокращает избыточность используемых соединений, монтаж и прокладка которых с учетом создания шкафов занимает более 80% времени выполнения проекта. Зонные шкафы содержат слаботочные и силовые кроссы, блоки релейно-контактной автоматики, сетевое оборудование и аппаратуру, реализующую алгоритмы управления. Подобная унифицированная структура позволяет строить основанные на единых архитектурных принципах программно-аппартные системы, выполняющие необходимый набор функций, присущих каждому типу интеллектуальных зданий.

Реализация данных функций базируется на сценариях управления, поддерживающих в заданных пределах параметры функционирования здания. В число подобных параметров входят, например, характеристики систем отопления, вентиляции и кондиционирования; функции систем безопасности; граничные значения потребления энергоресурсов. Такой подход делает возможным достижение конечной цели проекта автоматизации строительного объекта — построение интегрированной управляющей системы (BMS), обеспечивающей выполнение различных наборов сценариев управления, включая контролируемые центральным диспетчерским пунктом процессы АСУ здания.

Выбор системы

При выборе оборудования для создания комплексов BMS учитывалось не только требование получить в свое распоряжение открытую, соответствующую спецификациям промышленных стандартов систему. Ставилась также задача установления равноправных партнерских отношений с ее производителем и приобретения статуса системного интегратора. Опыт общения с такими работающими в нашей стране корпорациями, как Siemens и Honeywell, показал, что эти организации заинтересованы в использовании и укреплении своих традиционных каналов взаимодействия с крупными клиентами. Поэтому благодаря давним связям с The Siemon Company был заключен договор с Andover Controls, ориентирующейся в своей деятельности на развитую партнерскую сеть.

Andover — лидер глобального рынка решений для автоматизации зданий по числу установленных точек контроля. В Европе Andover занимает третье место после Siemens и Honeywell. Основным BMS-продуктом компании является объектно-ориентированная модульная система Continuum. Входящее в ее состав ПО Continuum Cyberstation, реализующее полный набор стандартных функций SCADA, поддерживает такие технологии, как ODBC, COM, DCOM и OLE.

Верхний уровень Continuum основан на сети IP/Ethernet с возможностью применения протокола BACnet. Его стандартными компонентами являются файловые серверы NT SQL, рабочие станции Cyberstation и сетевые контроллеры, снабженные встроенными Web-серверами. Именно эти контроллеры выполняют алгоритмы управления, обеспечивая связь с датчиками и исполнительными устройствами через подключаемые непосредственно или по шине ACC LON модули ввода/вывода. Взаимодействие с оборудованием других производителей осуществляется посредством программируемых портов RS-232/ 485. Передача данных нижнего уровня осуществляется разработанной на базе RS-485 «фирменной» полевой шиной Infinet, которая позволяет создавать одноранговые структуры контроллеров, входящих в сегменты формируемой на ее основе сети. Для взаимодействия с нестандартными для Continuum устройствами написано более сотни драйверов и выпущены OPC-серверы. Предусмотрена также разработка программ с использованием «бэйсикоподобного» языка Plain English.

По английскому образцу

Терминал «Шереметьево-2» стал одним из первых российских объектов, где установлена система Continuum. Естественно, сначала компания Siemens предложила свой вариант проекта. Но после изучения выполненной на продуктах Andover системы аэропорта в Манчестере, где используется такое же, как в Шереметьеве, инженерное оборудование и планируется инфраструктурная интеграция со вновь строящимся терминалом, были приняты и концепция, и более дешевые решения, разработанные специалистами ICS.

По словам главного инженера проекта Михаила Максимова, на первом этапе проекта приходилось заменять компоненты старой, практически не работающей системы, в то время как на втором — расширять функциональность комплекса, добавляя, в частности, датчики для измерения недостающих параметров. В здании терминала «Шереметьево-2» специалистами ICS в условиях работающего инженерного оборудования было введено в действие более десятка приложений, среди которых — системы управления отоплением, вентиляторами, эскалаторами, траспортерами, лифтами, электроснабжением, дренажем подвальных помещений, освещением, в том числе прилегающей к терминалу территории.

На сегодняшний день комплекс инженерной автоматизации охватывает 1300 точек контроля, причем предусмотрен резерв для включения еще 350 сигналов. Количество и размещение зонных шкафов определялось в зависимости от числа источников контролируемых параметров при условии минимизации длин связанных с ними кабельных соединений. «Полевую» информацию принимают установленные в шкафах 260 модулей ввода/вывода, которые преобразуют сигналы датчиков в цифровую форму. Каждая группа расположенных вместе шкафов работает под управлением сетевого контроллера серии CX9900. Для мониторинга и управления использованы рабочие станции Cyberstation. Вся информация о системе, включая описания объектов, хранится в двух файловых SQL-серверах.

Обмен данными между системами верхнего уровня BMS осуществляется на базе созданной с использованием коммутаторов Cisco 100-мегабитной магистральной оптической сети Ethernet, производительность которой рассчитана на поддержку трафика информационной системы всего терминала.

Одним из важнейших технологических результатов первых этапов автоматизации является возможность включения локальных систем управления инженерной инфраструктурой в единую IP-сеть. Благодаря этому уже сегодня применяются современные ИТ-методы экономии электроэнергии, а также ведутся работы по оптимизации потребления всех видов энергоресурсов, способной привести к 40-50-процентному его уменьшению.

Результаты и перспективы

В процессе совместной работы специалистов ICS и подразделений аэропорта в московском учебном центре Andover Controls прошли подготовку семь специалистов из департамента информационных технологий и службы авиационной безопасности, а также были обучены операторы центрального диспетчерского пункта. Из-за финансовых и некоторых технических ограничений диспетчеры пока общаются с техническими службами по телефону, не применяя такие функции Continuum, как передача сообщений о возникновении нештатных ситуаций посредством пейджеров или мобильной связи. Однако в ближайшее время расширенные возможности Continuum могут быть использованы в планируемой реконструкции системы обработки багажа, а также в ожидаемой модернизации систем контроля доступа и видеонаблюдения.

Основным же результатом завершения второго этапа проекта технического перевооружения терминала «Шереметьево-2» является внедрение решений, используемых в современных BMS-системах. Их применение заложило основу унифицированной распределенной инфраструктуры, обеспечивающей дальнейшее развитие автоматизированной системы контроля и управления инженерным оборудованием и интеграцию различных видов комплексов безопасности не только терминала «Шереметьево-2», но и всего международного аэропорта, включая объекты будущего третьего терминала.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями