И выяснили, что менее 3% средних и крупных компаний используют CRM

Сергей Македонский, глава компании Market-Visio, объявил 2 сентября, что его компания примет участие в исследовании украинского рынка офшорного программирования, которое появится в конце октября и будет доступно всем желающим.

Украинский рынок программирования на экспорт достиг в прошлом году 90 млн. долл. (в России — 250 млн. долл.) и продолжает динамично развиваться, в связи с чем отчет должен быть востребован во всем мире. Роль Market-Visio в проекте сводится к обучению украинских экспертов.

Российским же потенциальным заказчикам в тот же день были представлены отчеты о рынках CRM-систем и системной интеграции, полученные в результате объединения данных от Gartner и итогов опроса, проведенного во втором квартале текущего года.

Однако обнародованы только общие сведения, для получения доступа к детальной информации предлагается выложить по 900 долл. за каждый из отчетов.

Суммарный оборот всех российских системных интеграторов в 2002 году, по данным Market-Visio, составил 1,7-1,9 млрд. долл. Большая его часть (около 60-70% в среднем по рынку и 45% — для крупных интеграторов) пришлась на продажи программного и аппаратного обеспечения.

На ИТ-услуги как таковые (то есть без учета трат на программное обеспечение и технику) предприятия-заказчики израсходовали в прошлом году 500 млн. долл. Наибольшие издержки предприятий связаны с сопровождением программно-аппаратных комплексов (почти 70% затрат). В то же время бизнес системных интеграторов (если также не учитывать проектные поставки ПО и аппаратного обеспечения) опирается главным образом на разработку и интеграцию решений (более 50% оборота). Значит, считают в Market-Visio, функции сопровождения берут на себя консалтинговые компании, отнимая хлеб у интеграторов. Однако эти данные несколько противоречивы. Так, без учета поставок ПО и оборудования объем предоставляемых интеграторами услуг должен был составить как минимум 30% от 1,7 млрд. долл., что составляет 510 млн. долл., и этот показатель превышает аналогичные затраты предприятий (500 млн. долл.). Выходит, что консалтинговым компаниям все-таки ничего не достается?

Менее противоречивые данные Market-Visio представила относительно рынка CRM-систем. Опросу подверглась 1341 компания из числа средних и крупных в Москве и Петербурге, из которых 37 уже внедрили, а 50 планируют внедрять CRM-решение.

Из внедривших 19 выбрали западную систему, а 18 — российскую, из них соответственно девять и шесть компаний интегрировали CRM-систему с ERP, пять и семь — с приложениями для автоматизации отдельных функций, восемь и один — с решениями электронного бизнеса, три и пять — с системой SCM, пять и один — с отраслевыми решениями.

При этом наиболее популярны модули CRM, предназначенные для автоматизации обслуживания клиентов (29 компаний) и службы автоматизации продаж (27 компаний). Несколько меньшей популярностью пользуются модули автоматизации маркетинга (их применяют в 19 опрошенных компаниях) и служба call-центра (11 компаний).

Из числа компаний, планирующих внедрять CRM-системы, 16 уже выбрали разработки российских производителей, 12 — западных, 19 не определились, три компании не дали вразумительного ответа. Как считают специалисты Market-Visio, большинство из колеблющихся выберут все-таки западную систему, так как их раздумья вызваны исключительно большей стоимостью западных решений.


Срез респондентов исследования Market-Visio

Суммарный оборот всех российских системных интеграторов в 2002 году, по данным Market-Visio, составил 1,7-1,9 млрд. долл. Большая его часть (около 60-70% в среднем по рынку и 45% — для крупных интеграторов) пришлась на продажи программного и аппаратного обеспечения.