Если корпоративные информационные системы работают гладко, это не значит, что труд ИТ-специалистов теряет значимость
Кевин Маккин — генеральный директор InfoWorld Media Group. С ним можно связаться по электронной почте: Kevin_McKean@ infoworld.com.

Не так давно мой коллега по InfoWorld Чед Дикерсон обрисовал ситуацию, которая, к сожалению, покажется знакомой многим читателям. Чед отметил, что, по мере того как корпоративные информационные системы начинают работать все более гладко, ИТ-подразделения компаний становятся все менее заметными. Окружающие просто не видят того огромного труда, который вкладывается в надежные компьютерные системы. «К сожалению, — говорит Дикерсон, — незаметность во многом равнозначна успешной работе».

Конечно, он прав, и сам Чед как никто понимает это. Он ведь не только автор InfoWorld, но и руководитель технического отдела InfoWorld Media Group, мудрый лидер нашей технологической стратегии. Я же, как человек, ответственный за бизнес-стратегию, предлагаю взглянуть на сложное, но продуктивное сотрудничество между бизнес- и ИТ-подразделениями под иным ракурсом.

Четверть века назад работа в сфере ИТ (или, как тогда говорили, обслуживание информационно-управляющих систем) была скорее не профессией, а чем-то похожим на священнодействие. Когда требовалось принять какое-то решение, связанное с ИТ, «жрецы» удалялись вместе, возносили какие-то молитвы, приносили пару жертв и после возвращались с ответом. Остальным работникам компании следовало волей или неволей принимать его, независимо от того, нравилось им это решение или нет.

Но в 80-х-начале 90-х годов прошлого века ситуация изменилась. Отчасти это было связано с появлением персональных компьютеров. Поначалу ИТ-отделы во многих компаниях относились к ПК очень настороженно. Но со временем они просто срослись с ними — часто под давлением пользователей и технически подкованных коммерческих директоров, которые настаивали на использовании ПК (вспомните рекламную кампанию того времени «Я хочу свое MTV»).

В первой половине 1990-х годов практика участия коммерческих директоров в решении вопросов, связанных с ИТ, стала широко распространенной. Затем наступил конец тысячелетия, повсюду бурлили технологические страсти. Захватив контроль над ИТ-стратегией своих компаний, некоторые бизнесмены даже стали провозглашать себя провидцами. Забавная ситуация.

Представьте себе генерального директора некой абстрактной компании, который приходит, скажем, в конце 1996 года к директору информационной службы или к техническому директору и говорит: «К следующему кварталу нам позарез нужна электронная коммерция». Если бы его собеседник был наделен даром предвидения, он мог бы ответить: «Вообще говоря, электронную коммерцию еще не изобрели, и нашей компании придется подождать пару лет». Была ли в реальности такая беседа? Конечно, нет. В реальности было несколько потрясающе успешных решений и гораздо большее число обанкротившихся компаний.

В наши дни взаимоотношения между бизнесменами и ИТ-специалистами носят более ровный характер. Бизнесмены отвечают за бизнес-стратегию, а в решении вопросов, связанных с ИТ, они полагаются на технических специалистов. Но и те, и другие уже знают достаточно друг о друге, чтобы дать творческий совет. Плоды такого совместного труда и есть наилучшие решения, по крайней мере в тех компаниях, которые действуют по данному принципу.

Поэтому ИТ-подразделения никогда не станут незаметными. С моей точки зрения, доля их участия в выработке стратегии компании будет расти, работа становиться все более напряженной, а вклад в успешные бизнес-решения — все более весомым.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями