Дистанционное обучение в России пока в основном предназначено для партнеров
iLearning включает около тысячи курсов, сгруппированных в шесть разделов по всем продуктам Oracle, а также тренинги по управлению и продажам

Об организации обучения партнеров российских компаний-разработчиков рассказывалось в Computerworld Россия №12 за 2003 год. Вернуться к этой теме нас заставила мода на дистанционное обучение (ДО), вызванная в мире стагнацией ИТ-рынка, а в России — размерами страны и связанными с этим транспортными издержками.

Многие производители сумели заметно продвинуться в реализации проектов, связанных с ДО, ведь в отличие от конечных пользователей партнеры нуждаются в информационной подпитке регулярно. Самообслуживание в этой области, с одной стороны, — удобный для партнеров вариант, а с другой — способ снижения расходов разработчика, требующий, однако, особой организации бизнеса.

ДО предполагает большое разнообразие форм, различающихся как методикой, так и уровнем использования технологий: от электронной почты до специальных программных комплексов. Пока наиболее популярны самые простые и недорогие для обеих сторон варианты.

«1С»: очно и заочно

Во франчайзинговой сети компании «1С», в последнее время активно развивающей заочные и дистанционные формы обучения, наиболее интересный подход к его организации практикует «1С-Учебный центр № 3», созданный на базе фирмы «Аналит» для подготовки специалистов по конфигурированию систем и программированию в среде «1С:Предприятие». Здесь разработана авторская методика, предусматривающая обучение в два этапа — очный и заочный. Ее создатели исходили из того, что даже месяца занятий в учебном классе недостаточно, чтобы пройти и усвоить весь необходимый объем материала. Кроме того, у каждого слушателя свой темп усвоения материала и возможности отвлечься от основной работы.

Поэтому процесс обучения строится следующим образом: общее время ограничивается одним годом, из которого интенсивные теоретические и практические занятия в учебном классе по восемь учебных часов в день занимают неделю. Для того чтобы закрепить полученные знания, необходимо решить индивидуально подобранные задания. Каждое решение рецензируется преподавателем по электронной почте. Этот этап обучения можно сочетать с основной работой и учиться, пока не научишься. Курс заканчивается, когда слушатель, выполнивший все задания, сдает аттестационный экзамен в «1С».

Отработав эту методику, «Аналит» предложил партнерам дистанционное обучение, позволяющее проходить материал в удобном для них темпе без отрыва от работы и дома. Учащемуся назначается преподаватель, который работает с ним в течение всего курса, общаясь по электронной почте. Курсы различаются по уровню сложности (начальный уровень, основной и повышение квалификации) и рассчитаны на три-пять месяцев.

Более других у слушателей пользуются спросом курсы по конфигурированию модуля «Бухгалтерский учет», на втором месте по популярности дистанционное обучение начального уровня «Конфигурирование и программирование. Базовые объекты». Кроме того, востребованы курсы по практическому освоению методов работы с XML-документами «Основы XML» и «Конвертация данных» — по использованию технологии обмена данными между произвольными конфигурациями «1С:Предприятия».

«Галактика»: форма и содержание

Руководитель учебного центра корпорации «Галактика» Татьяна Подмазова также считает, что базовые знания эффективнее закладывать на очном обучении, а дистанционную форму использовать в основном при поддержке аттестованных специалистов. Способы удаленной поддержки достаточно разнообразны: видеокурс «Три часа в Галактике», электронная база знаний «Галактика: вопросы и ответы», содержащая более 700 алгоритмов решения конкретных проблем, дистанционные консультации специалистов корпорации.

Для поддержки в интерактивном режиме в корпорации был создан программный продукт «Информационная магистраль», куда вошли технологические наработки по каждому направлению деятельности компании. Подключение к информационной магистрали осуществляется в зависимости от статуса партнера.

Scala: пока только для своих

Представительство Scala планирует развивать партнерскую сеть, и обучение пока в основном сосредоточено внутри компании. Однако немногочисленным партнерам уже есть что предложить в области ДО. Для внутреннего использования в компании несколько лет работает система тестирования и сертификации через Internet. Консультанты, прошедшие очный учебный курс или уже знакомые с системой, должны сдать тест, получить сертификат и периодически его обновлять. Internet-тестирование по iScala проходит на английском языке на сервере, находящемся в Университете Scala в Будапеште, где фиксируется, сколько времени человек работал с тестом.

С начала текущего года эта система стала доступной и для партнерских компаний, а в ближайшее время планируется предоставить им возможность удаленного доступа к тренингу по iScala, который сейчас существует только для сотрудников.

MBS: до лучших времен

Академии Microsoft Business Solutions дистанционное обучение было предложено центром компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Баумана. Однако академия еще находится в процессе становления и за рискованные проекты не берется.

«На данный момент вопрос об организации дистанционного обучения отложен до лучших времен, — сообщил руководитель Академии MBS Александр Туманов. — Решено сконцентрироваться на очном обучении, наработать практику, найти подходы, оценить все плюсы и минусы проекта по ДО. С одной стороны, он должен помогать продвигать продукты, с другой — не мешать коммерческому обучению».

SAP: параллельные пути

Риски, связанные с попыткой введения Internet-обучения, беспокоят и заместителя гендиректора SAP CIS по консалтингу и обучению Алексея Тоскина. «Думаю, что в России контент можно продать только один раз, то же и с материалами учебных курсов, поэтому я не до конца понимаю, как мы будем развивать этот бизнес», — считает он. Тем не менее эти опасения не повлияют на сроки введения ДО, и для партнеров SAP CIS «лучшие времена» настанут скоро: компания собирается заниматься как интенсивным привлечением партнеров, так и освоением новых форм обучения уже в текущем году.

Oracle: единый подход к обучению сотрудников, партнеров и клиентов

Те, кто решился рискнуть и интенсивно занялся внедрением дистанционного обучения чуть раньше, сегодня пожинают плоды. Корпорация Oracle, глава которой Ларри Эллисон еще несколько лет назад распорядился проводить все корпоративное обучение через Internet, с тех пор сократила расходы на традиционную форму на 28%, а совокупную стоимость обучения сотрудников уменьшила на 25%. Для персонала компании, партнеров и клиентов был создан Университет Oracle, где предлагаются обучающие программы в традиционном варианте (с преподавателями в аудиториях), в режиме online и в смешанном формате.

Все члены международной партнерской сети Oracle, которых в мире более 100 тыс., получают свободный доступ к сайту Oracle Partner Network (OPN), где есть раздел iLearning.

Oracle iLearning — программное обеспечение для администрирования образовательного процесса. Учебная программа iLearning включает около тысячи курсов, сгруппированных в шесть разделов по всем продуктам Oracle, а также тренинги по управлению и продажам. Каждое продуктовое направление содержит примерно 200 курсов (по серверу приложений Oracle9i — 180 тренингов, по СУБД Oracle — 250).

Обучение внедренцев продукту Oracle E-Business Suite дает знания, требуемые для немедленного начала внедрения, проводя «ученика» от таких базовых этапов, как навигация по продукту, через все основные разделы к наиболее продвинутым его возможностям. Путей и способов для обучения предоставлено много. Клиент имеет возможность выбрать подходящий именно ему уровень.

Через Университет Oracle ежегодно проходят более 600 тыс. слушателей, и около 150 тыс. человек являются подписчиками сети Oracle University online training network. Для российских партнеров все курсы iLearning также бесплатны: чтобы пройти курс, достаточно зарегистрироваться.