Чем можно объяснить всплеск интереса к Web-службам?
Том Белвуд: «Чем больше будет Web-служб, тем выше будет значение UDDI как навигатора в океане знаний»

Сегодня Web-службы все чаще можно встретить в ассортименте средств поддержки бизнеса. Они представляются одним из перспективных средств обеспечения интеграции и взаимодействия прикладных систем. Однако для использования Web-служб требуются специальные инструменты, в частности хранилища, каталоги и средства поиска необходимых программных модулей. Универсальным методом описания, обнаружения и интеграции Web-служб является UDDI (Universal Description, Discovery and Integration), один из разработчиков которого — Том Белвуд, сопредседатель технического комитета UDDI OASIS (Organization for the Advancement of Structured Information Standards), старший технический специалист IBM Software Group ответил на вопросы главного редактора журнала «Открытые системы» Дмитрия Волкова.

Чем можно объяснить всплеск интереса к Web-службам?

Актуальная проблема гетерогенных ИТ-сред — обеспечение интеграции и взаимодействия систем, особенно унаследованных. Кроме того, интеграционные решения носят обычно неупорядоченный характер и, например, вложения в интеграцию двух систем, как правило, не могут быть применены при «стыковке» к ним третьей. Используются специализированные технологии, высоки издержки на обслуживание и имеется негибкая инфраструктура. Выход — стандартные Web-службы, выполняющие насущные бизнес-задачи. При наличии унифицированного инструмента описания таких служб, средств оповещения и хранения, можно быстро построить необходимую в данный момент бизнес-функциональность, используя уже созданные модули-службы.

Принципиально, чтобы Web-службы опирались на стандарты, утвержденные такими организациями как OASIS, W3C, Web Services Interoperability Organization, Global Grid Forum, Distributed Management Task Force. Наиболее важны: XML; SOAP (который скрывает от взаимодействующих сторон технологии и детали реализации); WSDL (основанный на XML стандарт W3C описания правил пользования конкретным сервисом, содержащий технические детали, необходимые для интеграции Web-службы в приложение). И наконец, UDDI — универсальный метод описания, обнаружения и интеграции, предназначенный для выявления Web-служб с помощью специального реестра, основанного на открытых стандартах, таких как XML и SOAP. Задача UDDI — описать, найти, интегрировать и опубликовать сервисы. Внутри UDDI имеется ряд регистров, в частности Business Registry, созданный Ariba, IBM и Microsoft, представляющих собой базу данных общего пользования, в которой компании сами регистрируют свои службы. На основе UDDI можно также средствами языка WS-BPEL описать бизнес-процессы, разложив их на составные элементы. При этом резко увеличивается оборот информации, поскольку в стандартизованном виде ее легче представлять и воспринимать.

А где гарантия, что компании отроют свои ресурсы на всеобщее обозрение, либо предоставят конкурентам в открытый доступ наиболее интересные службы?

На сегодняшний день UDDI представляет ценность для работы с Web-службами внутри одной компании либо в пределах вертикальных отраслей, управляемых, например, государственными организациями. К моменту появления третьей и четвертой версии спецификаций UDDI ситуация будет постепенно меняться. С другой стороны, чтобы в полной мере ощутить преимущества использования Web-служб, требуется среда, позволяющая создать приложения для решения любой задачи, а для этого нужно включать в реестр как можно больше служб. Если у вас есть только 2-3 службы, тогда незачем вообще говорить о UDDI, задача которого предоставить аналог «глобальной телефонной книги по Web-службам».

Сегодня имеется четыре общедоступных узла, позволяющих подключиться к регистру и внести информацию о собственном бизнесе. Их поддерживают IBM, Microsoft, NTT и SAP, а все сообщество UDDI включает более 400 участников, в том числе в его технический комитет кроме названных входят также компании Computer Associates, Sun Microsystems и Oracle. Но пока UDDI используется главным образом внутри компаний. Например, некоторые из них с помощью UDDI организуют сервис по распечатке фотографий на домашних компьютерах, а ряд финансовых организаций реализуют сегодня свои серверы приложений средствами UDDI. Некоторые государственные структуры также присматриваются к технологиям Web-служб для предоставления разнообразных услуг населению. Однако сегодня промышленность еще сильно отстает в этом процессе — Web-службы пока не нашли здесь широкого применения и несмотря на то, что в публичных регистрах UDDI уже имеются десятки тысяч регистраций, не все из них полноценны.

Как распределяются обязанности внутри OASIS?

Участники альянса, с одной стороны, сотрудничают в сфере сертификации и стандартов, а с другой — конкурируют в области продуктов, их реализующих. Я работаю с UDDI уже больше двух лет и могу сказать, что не только IBM вносит вклад в развитие этого стандарта, который не должен быть спецификацией одной-двух компаний. Правда, с другой стороны компания Hewlett-Packard недавно представила на утверждение ассоциации OASIS свою собственную спецификацию Web Services Management Framework в качестве стандарта управления Web-службами. Она пока не принята — поставщики технологий могут много говорить о том, что развитие Web-служб происходит за счет сотрудничества индустрии в целом, однако когда речь идет о том, будет ли внедрен какой-либо стандарт, многое сегодня зависит от позиции IBM и Microsoft.

Какова роль Web-служб в развитии технологий вычислений по запросу?

Смысл «вычислений по запросу» — предоставлять услуги в нужное время в нужном месте, а Web-службы как раз позволяют сделать это, ведь к приложениям, в том числе и унаследованным, можно относительно легко обеспечить доступ из Сети. В автономном компьютинге, или, как сегодня все чаще говорят, в органичных конфигурациях, главное — это экономия средств за счет оптимизации процессов использования и управления ресурсами, в том числе и за счет средств самовосстановления и самолечения. В рамках концепции eBusiness On Demand компания IBM предполагает создание самонастраивающихся конфигураций, которые подобно биологическим системам способны адаптироваться к изменениям окружающей среды. Сегодня имеются две предпосылки для акцентирования внимания ИТ-индустрии на таких системах. Во-первых. Если полезная загрузка мэйнфреймов составляла 70%, Unix-систем — 15%, то конфигурации на базе Windows NT применяются только на 5%. Во-вторых. Примерно 20% мозга человека используется в автоматическом (фоновом) режиме, выполняя функции автоматического управления системой (телом), а в современных ИТ-системах этим занято не более 5% оборудования и ПО. Наша задача — увеличить эту долю, предоставив компьютерам самостоятельно искать способы лечения и формирования обратной связи на изменение окружающей среды. В этом контексте Web-службы, управляемые средствами UDDI должны сыграть свою роль в обеспечении автоматического самолечения ИТ-систем.

Это будет завтра, а пока UDDI имеет ряд слабых мест, в частности, в области безопасности...

Да, действительно, один из факторов, сдерживающих широкое распространение UDDI — проблемы с безопасностью. Для этого мы и предложили стратегию WS-Federation, позволяющую пользователю обратиться к нужной службе только один раз, пройдя авторизацию у своего провайдера. Пока у IBM еще нет такого продукта. Версия 3 UDDI, которая появится в конце этого или начале следующего года ориентирована на работу с общедоступными Web-службами или внутри корпоративных сетей, защищенных межсетевыми экранами. Она позволяет работать вместе с другими системами, например WebSphere, имеющими собственные средства обеспечения безопасности. Тем не менее в этой версии уже будет цифровая подпись, а также технология защищенной работы с множеством регистров, напоминающая организацию DNS, — здесь будет корневой регистр и ряд присоединенных распределенных регистров.

Web-служба — это, по сути, программа. Где гарантии ее качества, надежности, отсутствия ошибок?

Пока нет организации или компании, которая могла бы гарантировать отсутствие ошибок в Web-службах, однако внутри UDDI предусмотрен механизм, позволяющий определять уровень качества. Если вы, например, выступаете в роли сертифицирующей организации, то можете информировать пользователей о наличии у службы определенного уровня качества.

Что ждет UDDI в ближайшем будущем?

Как я уже говорил, скоро появится версия 3 спецификаций UDDI, в которой пока нет ряда важных функций, например, важной для распознавания служб классификации, да и средства безопасности будут еще не так прозрачны для пользователя как хотелось бы — все это планируется в версии 4. Однако, по сравнению с версией 2, которая принята сегодня как стандарт и ее спецификации уже реализованы в ряде продуктов от Novell, SAP и MS, версия 3 будет иметь большое значение для бизнеса. Пользователям будет удобнее работать с регистрами, перемещая и синхронизируя данные между ними, организуя федеративную базу данных по Web-службам. Предусмотрена также служба подписки, позволяющая отслеживать текущее состояние регистра и синхронизировать все его присоединенные версии. В версии 3 будут также улучшены средства интернационализации приложений, включена специфическая для промышленности таксономия, а также репликация, облегчающая построение масштабируемых конфигураций.