По данным IDC, российский рынок ERP-систем имеет хорошие темпы роста

Седьмая конференция корпорации «Галактика» прошедшая на острове Маврикий, собрала около 60 человек, в основном — представителей крупных клиентов «Галактики» из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Тюмени, Киева и других городов, а также специалистов самой «Галактики» и спонсоров мероприятия — компаний Sun и Hewlett-Packard.

Основной упор в обсуждениях делался не на технических подробностях и возможностях ПО «Галактики», а на конкретных примерах его использования.

Опытом внедрения системы поделились представители структур ЮКОСа, «Транснефти», «Газпрома», МГТС и ряда других компаний. По итогам выступлений и неформального общения специалисты «Галактики» получили информацию о том, какие задачи в области автоматизации управления для заказчиков наиболее существенны, что необходимо совершенствовать в системе в первую очередь.

По окончании конференции президент «Галактики» Николай Красилов ответил на несколько вопросов, касающихся положения на мировом и российском рынке ERP-систем.

На рынке тяжелого ПО — необычное оживление, происходят слияния, покупки. С чем, по-вашему, это связано?

Скорее всего, это следствие рецессии, которая уже более двух лет длится в США. Тамошний рынок ИТ испытывает большие трудности, резко упали продажи программного обеспечения. Слияния в таких случаях — хороший способ не разориться. А те компании, которые в период подъема спроса создали запас наличности, стараются использовать период рецессии для передела рынка. Одно из средств достижения этой цели — покупка конкурентов. Причем не очень дорого.

В таком случае нет ли предпосылок для покупки российских ERP-компаний?

Думаю — нет. Западные фирмы практически никогда не покупают локальные компании, только глобальные. Развивать две линейки продуктов, в том числе «местную», довольно тяжело, покупать клиентскую базу с целью перевода ее на свои продукты и вовсе бессмысленно.

А внутрироссийские слияния — насколько они возможны в нынешней ситуации?

У нас в свое время была попытка (с «Парусом». — Прим. ред.). Слияние — это очень сложный процесс. Здесь много подводных камней, которых не видно на старте. Кроме того, соединение двух активов не порождает сумму большую, чем сумма этих двух активов. Она, как правило, даже становится меньше. Поэтому для слияния нужна какая-то идея. Ну хотя бы монополизация рынка например.

Кроме того, наш рынок ERP-систем, в отличие от мирового, имеет хорошие темпы роста. По данным IDC — 16%, это только по программному обеспечению как таковому. А если взять еще, например, и рынок сопутствующего консалтинга, то рост составит примерно 50%.

Растущая активность на нашем рынке западных компаний не внушает опасений?

Николай Красилов: «Для малого и среднего бизнеса очень важна не только цена лицензии, но и стоимость внедрения»
Иностранными системами пользуются в России преимущественно филиалы западных фирм — в рамках глобальных корпоративных соглашений. Есть исключения, но в обе стороны. Например, наше программное обеспечение также пользуется спросом у российских филиалов иностранных компаний. Его, например, выбрала «Силд Эйр», российская «дочка» американской Sealed Air, для своего завода в Волгограде и торгового дома в Москве. И хотя Sealed Air имела неограниченную корпоративную лицензию на западную ERP-систему, ее российский офис посчитал, что выгоднее внедрить «Галактику».

Ряд западных компаний, к ним относятся в первую очередь SAP, Oracle, и Microsoft Business Solutions, действуют более агрессивно на нашем рынке, вкладывают большие деньги в продвижение своих продуктов. С ними в основном и развертывается борьба отечественных производителей. Но несмотря на то что западный стиль управления продвигается в России, люди получают возможность стажироваться за рубежом, все больше становится филиалов иностранных компаний, отечественное ПО по-прежнему нормально продается.

Упомянутая Microsoft имеет привычку становиться монополистом на заинтересовавших ее рынках...

У Microsoft были не только удачные проекты. Наша проблема заключается в том, что по результатам проведенного исследования выяснилось: потенциальные клиенты изначально доброжелательно относятся к продукции Microsoft, независимо от того, было ли в их регионе удачное внедрение, есть ли служба поддержки и т.д. Microsoft вложила в рекламу серьезные деньги и сделала это очень грамотно.

Какое-то время это будет играть против нас, однако я прогнозирую, что со временем ситуация стабилизируется и клиенты станут более квалифицированно следить за соотношением цена/качества, причем учитывая не только стоимость лицензий, но и внедрения, включая цену доработки под нужды заказчика. И тут мы готовы потягаться с кем угодно.

Сейчас все производители ERP-систем обратили внимание на малый и средний бизнес, который ранее казался вотчиной российских компаний...

«Галактика» долгое время работала как раз со средними предприятиями. Потом мы вышли на корпоративный рынок, и сейчас у нас две ветки продуктов — каждая для своего типа клиентов.

Малый и средний бизнес имеет большой потенциал. Кроме того, если вы зарекомендовали себя в филиале крупной структуры, вы имеете шанс «добраться» и до ее штаб-квартиры. Плюс широкая клиентская база дает стабильность.

Для малого и среднего бизнеса очень важна не только цена лицензии, но и стоимость внедрения. При этом создать коробочный продукт все равно невозможно. Но существенно облегчить жизнь клиенту можно за счет обобщения опыта, аккумуляции его в методические материалы, преднастройки и т.д.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями