Сбой в системе электропитания в США доказал, что подготовка к бедствиям окупает себя сторицей
Северная Америка перенесла широкомасштабный сбой электроснабжения, начавшийся с Нью-Йорка и штата Коннектикут и распространившийся затем на Средний Запад и Cевер США, частично захватив Канаду. Как сообщали агентства новостей, люди застревали в лифтах, во многих регионах страны на автодорогах из-за отключения светофоров творился хаос.

Поначалу говорили о том, что авария случилась на нью-йоркской электростанции Consolidated Edison и затем отключения распространились по электрической сети далее. Впоследствии, правда, власти Нью-Йорка эти сообщения опровергли, заявив что исходная точка находилась вне черты города.

В список пострадавших городов попали Детройт, Кливленд, Олбани, Хартфорд и ряд других. (Внимание российских средств массовой информации привлек тот факт, что в одной из клиник Кливленда в это время на лечении находился президент Азербайджана Гейдар Алиев. — Прим. ред.) Помимо штатов Нью-Йорк и Коннектикут были также затронуты отдельные территории еще в ряде штатов — Пенсильвании, Кентукки, Теннесси и Нью-Джерси.

Как подчеркнули в правительстве США, никаких свидетельств тому, что причиной происшедшего стал террористический акт, не выявлено. Специалисты, в свою очередь, заявили, что сбой продемонстрировал, насколько хрупкой является критически важная для страны инфраструктура. (Позже ответственность за сбои в системе электроснабжения взяла на себя террористическая организация «Бригады Абу Хафса», входящая в состав «Аль Каеды», хотя прямых доказательств этого представлено не было. — Прим. ред.)

Вскоре после начала отключений самолеты, следовавшие рейсами в город Нью-Йорк, были перенаправлены в другие аэропорты — в Бостоне и Бангоре (шт. Мэн).

Как сообщил Координационный центр компьютерной «скорой помощи» (CERT) в Питсбурге, не обнаружено и никакой связи бедствия с эпидемией «червя» Blaster/Lovesan.

Согласно информационному бюллетеню компании Keynote Systems, работа Internet нарушена не была, если не считать того, что увеличилось время отклика ряда новостных сайтов ввиду перегрузки трафиком. «По-видимому, помогло то, что телекоммуникационные компании имеют резервные электрогенераторы как раз на случай кратковременного отключения электроснабжения», — говорится в бюллетене Keynote.

Сети операторов сотовой связи продолжили работу, но ввиду чрезмерного количества звонков абоненты не всегда могли установить соединение. Компании ввели в действие планы восстановления после бедствий, чтобы справиться с ЧП и сохранить данные.

По словам представителя Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE), в день сбоя данные торгов потеряны не были. «Корпорация Securities Information Automation, выполняющая для биржи обработку данных и иные технологические операции, действовала в стандартном режиме благодаря генераторам, — сказал он. — NYSE была готова к тому, чтобы открыться на следующий день и работать на резервном питании».

Представитель Merril Lynch Селена Моррис тоже сообщила о вводе в действие генераторов, к которым подключен центр обработки данных компании. «Компьютерное сердце Merril Lynch не пропускало ударов. Торги уже были закрыты, когда произошло отключение. Мы оказались подготовленными к экстренной ситуации на 100%», — сказала Моррис.

В американском отделении Visa системы также продолжали работать после сбоя без остановок: у компании имеются генераторы и резервные центры обработки данных.

Сбой в системе электроснабжения привел к тому, что многие жители нью-йоркских пригородов были вынуждены добираться до дома пешком
Алан Уинчестер из юридической фирмы Harris Beach говорит, что, когда погас свет, компания в полной мере воспользовалась уроками, полученными ею 11 сентября 2001 года. «Все финансовые операции фирмы тиражируются в реальном времени в наш офис в Рочестере (шт. Нью-Йорк), а он располагает генератором», — добавил Уинчестер. Сотрудники фирмы были отпущены домой, откуда по бесплатному номеру они могли узнавать последние новости о развитии ситуации. Персонал ИТ-службы Harris Beach покинул здание, захватив с собой ленты, на которые выполнялось резервное копирование данных фирмы.

«Сбой электропитания доказал, что подготовка к бедствиям окупает себя сторицей, — говорит Уинчестер. — Я бы не назвал случившееся серьезным испытанием, так, небольшая неприятность. Но она показала мне и всем остальным, кто разрабатывал план восстановления, что принятые нами меры были правильными и что в любом случае на следующий день после ЧП мы продолжим работу в нормальном режиме».


По-нашему — это шок...

«Событие, которое случилось в США, — уникально. Но с другой стороны, в Соединенных Штатах они повторяются с определенной периодичностью в 25-30 лет. В России таких аварий не было. Но надо признать, что это следствие стечения обстоятельств», — так прокомментировал происшедшее заместитель председателя правления ОАО «Системный оператор — центральное диспетчерское управление ЕЭС» Борис Аюев.

Как отметили многие отечественные специалисты, в России сбои, подобные тому, что случился в США, все же менее вероятны. Российская энергетическая система в ее нынешнем виде является наследницей аналогичной советской системы с ее высоким уровнем централизации и повышенным вниманием к обеспечению надежности. Именно это, а не само по себе централизованное управление может служить некой гарантией от глобальных сбоев, хотя, конечно, не стопроцентной.

Сбой в электросистеме США и Канады стал настоящим шоком для многих жителей этих стран. Дополнительным раздражающим фактором стало и то, что причину сбоя не удалось установить по горячим следам. Экс-министр энергетики (в администрации Клинтона) Билл Ричардсон, занимающий в настоящее время пост губернатора штата Нью-Мексико, даже назвал в своем комментарии США «супердержавой с энергосистемой из третьего мира».

Из ИТ-компаний к моменту подписания этого номера к печати были известны как минимум две фирмы, на чью деятельность повлияли, хотя и в незначительной степени, возникшие проблемы с энергоснабжением атлантического побережья США и Канады. В IBM, по словам пресс-атташе компании Брайана Дойла, приняли решение в день случившегося распустить раньше обычного по домам сотрудников штаб-квартиры корпорации и ряда других офисов, несмотря на то, что благодаря резервным генераторам электропитание в них было восстановлено.

Представители Sun Microsystems сообщили, что 15 офисов компании (в том числе в Нью-Йорке и Торонто), главным образом относящиеся к службам продаж, столкнулись с некоторыми трудностями в работе. Однако, как отметила пресс-секретарь Sun Мэй Го-Петри, о каком-либо ущербе говорить пока преждевременно.

— Редакция Computerworld Россия