На рынке бизнес-приложений — большие перемены
Ивар Блум: «Наступившее насыщение рынка и снижение темпов роста в условиях спада продаж компании пытаются компенсировать приобретениями»

О том, что происходит в ERP-отрасли, с президентом корпорации Robertson & Blums Иваром Блумом беседует обозреватель Computerworld Россия Ирина Шеян.

Чем объясняется последняя волна поглощений и слияний, состоявшихся и предполагаемых: PeopleSoft и J.D. Edwards, Oracle и PeopleSoft, а ранее — MAPICS и Frontstep, Microsoft и Navision?

В развитии крупных компаний наступает момент, когда они не могут расти дальше за счет собственных ресурсов, продуктов и базы пользователей, им приходится расширяться путем поглощения других фирм, поиска новых рынков.

У PeopleSoft в первом квартале этого года дела шли не очень хорошо, откуда же взялись финансовые ресурсы на поглощение конкурента?

Это не такой вариант поглощения, как предлагала Oracle, это добровольное слияние. Как правило, свободных ресурсов у акционерных обществ довольно много, и если какой-то квартал был неидеальным, это еще не говорит о финансовых затруднениях. Например, у J.D. Edwards на счетах около 400 млн. долл. наличности и приравненных к ним финансовых инструментов, у Systems Union — около 40 млн.

Однако общая тенденция для ИТ-рынка — это убытки...

Общая тенденция рынка США — сокращение продаж, но параллельно с ним шло серьезное сокращение издержек, так что у ряда компаний прибыль даже увеличилась.

Наступившее насыщение рынка и снижение темпов роста в условиях спада продаж компании пытаются компенсировать приобретениями. Это одна сторона, вторая — борьба за преобладание на некотором рынке, дающее дополнительные возможности для роста продаж и выживания.

Каким образом покупка PeopleSoft фирмы J.D. Edwards повлияет на планы вашей компании?

Сейчас это обсуждать преждевременно в связи с предложением Oracle, но пока в планах PeopleSoft — сохранение продукта J.D. Edwards, нацелив его на рынок средних предприятий. Он стал проще инсталлироваться и обслуживаться, в отношении его ведется правильная, с моей точки зрения, ценовая политика. В глазах Gartner это пакет номер один для производственных предприятий среднего рынка. Мы себя тоже ощущаем ориентированными на средний рынок, так что эту тенденцию приветствуем. Мы будем рассматривать возможность распространять PeopleSoft, поскольку системы PeopleSoft и J.D. Edwards дополняют друг друга.

Как вы оцениваете попытки Oracle приобрести PeopleSoft?

Думаю, это увеличило бы монополизм, сократило бы возможность выбора на рынке и необходимый для его развития уровень разнообразия.

Ощущает ли Robertson & Blums конкуренцию со стороны российских поставщиков бизнес-приложений и их партнеров?

По ERP-пакетам — нет. Бывает, что мы сталкиваемся с «Галактикой», «Парусом», но мы работаем с другой аудиторией, и гораздо более серьезную конкуренцию составляют те, кто продвигает западные программные продукты.

Не собираетесь ли вы начать распространение какой-либо российской системы?

Нет.

Что вы думаете о перспективах выхода на ERP-рынок Microsoft? Насколько оправданны опасения, что Microsoft Business Solutions и ее партнеры могут существенно всех потеснить?

MBS будет вытеснять локальных поставщиков, в первую очередь не очень крупных. Однако некоторая трудность состоит в том, что ею предлагаются все продукты одновременно: Navision, Great Plains, Solomon и Axapta. Это создает смятение в умах пользователей. Тем более что появилась не совсем понятная информация о том, что к 2005 году выйдет новый продукт, который заменит все старые. Первым его представителем должен был стать MS CRM, его появления все ждали, как судного дня, но пока ничего не произошло, его выпуск в Европе отложен.

Какие факторы, с вашей точки зрения, окажут наиболее существенное влияние на развитие рынка бизнес-приложений в России и в мире?

Не думаю, что в ближайшем будущем на российский рынок какая-то технология окажет очень большое влияние, может быть, ближе к рубежу десятилетия Web-службы. Вряд ли все будут использовать аутсорсинг, хотя об этом много и давно говорится, технологических предпосылок все больше и больше, но тенденции как не было, так и нет. Повлиять на развитие российского рынка могут слияние компаний, приход новых разработчиков программного обеспечения, а также какие-то нововведения Microsoft, которая известна умением превратить новейшие технологии в массовые. Но — не раньше второй половины десятилетия.

Каковы нынешние приоритеты бизнеса вашей компании?

Наиболее быстрорастущее направление — бюджетирование и планирование, в частности мы распространяем пакет Cognos Planning v.7.1. За прошлый год этот бизнес увеличился в пять раз, в этом планируем двукратное увеличение. Данное решение востребовано на рынке и хорошо дополняет SunSystems, они уже связаны, и мы работаем над более тесной их интеграцией, это становится нашей серьезной линией. В отношении SunSystems наша задача до конца будущего года перевести пользователей на новую версию 5.1. В отношении HRB, решения по управлению персоналом, задача на 2004 год — вывод и распространение нового продукта, основанного на Java-технологии. Для J.D. Edwards хотим «поднять» отраслевые решения.

Какова динамика российского бизнеса вашей компании?

В 2002 году по сравнению с 2001-м рост по ERP-системам составил 17%.

Исходя из каких принципов ваша компания сформировала набор продуктов, которые она продвигает на российском рынке?

На всех рынках бывшего СССР мы продвигаем одинаковые продукты. В начале 90-х годов SunSystems был новым словом в международном учете и аналитике и сохраняет свои позиции до сих пор. Остальные наши продукты родились как дополнение к нему и интегрированы с ним или предназначены для других отраслей.

Почему ваша компания предпочитает вести собственную разработку программных продуктов, не ограничиваясь предоставлением услуг консалтинга и внедрения продуктов других разработчиков?

Когда мы начинали, готовых продуктов, которые можно было интегрировать с SunSystems, используя ту же базу, не было, потом появилась возможность продавать их отдельно. Но я лично считаю, что сильный центр разработки — необходимое условие для распространения любого продукта. В компании должны быть технические специалисты, которые понимают продукт глубоко изнутри, а не как «черный ящик».

Планируется ли расширение спектра продуктов?

Мы будем работать над отраслевой спецификой, может быть, над интерфейсами, с какими-то специализированными пакетами, например, в строительстве. Если в этих решениях понадобится портал, будем решать проблему. Но вводить новую линию не собираемся.

Какие отраслевые решения, которые продвигает ваша компания, локализованы для российского рынка?

Специальной локализации для отраслевых решений пока нет.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями