SAP представила решения для топливно-энергетического комплекса и госсектора
Ольга Шматалюк уверена, что для предприятия лучшей является та модель взаимодействия с ИТ-поставщиком, которая тщательнее проработана

Седьмой российский CIO-форум, организованный компанией «Корпоративные системы», вновь оказался до предела насыщенным информацией, предоставленной компанией Gartner и независимыми экспертами, приглашенными на форум в качестве докладчиков. Цели и задачи ИТ-руководителя «на современном этапе», управление ИТ, планирование ИТ-архитектуры предприятия, налаживание взаимодействия с поставщиками ИТ-услуг, перспективы развития систем классов ERP, ERP II, CRM, SCM, систем бизнес-аналитики, оценка инвестиций в ИТ, обеспечение непрерывности бизнеса, синхронизация действий участников логистических цепочек — вот предельно краткий перечень затронутых тем.

Значительное место на форуме было отведено проблемам общего руководства информационными технологиями. В этой области Gartner выделяет пять групп вопросов, среди которых — выработка ИТ-принципов (предложений по использованию ИТ в бизнесе предприятия), ИТ-стратегии, ИТ-архитектуры (согласно трактовке Gartner, она должна включать в себя правила использования ИТ в бизнесе), анализ потребностей предприятия в бизнес-приложениях и расстановка приоритетов в распределении инвестиций между различными проектами. Разумеется, для общего руководства ИТ в этой области могут применяться разные подходы. Главное — чтобы механизмы принятия решений соответствовали ресурсоемкости и масштабам проектов.

Примечательно, что в ходе форума обнаружились существенные отличия в расстановке приоритетов российскими и западными ИТ-руководителями. Так, западные CIO в числе самых приоритетных называли участие в руководстве предприятия на уровне совета директоров и правления компаний, демонстрацию общему руководству пользы для бизнеса информационных технологий и ИТ-службы, снижение совокупных расходов на технологии. Их российские коллеги своей главной задачей назвали увязывание ИТ- и бизнес-стратегии, участие в руководстве предприятия на уровне топ-менеджмента они поставили на второе место. Далее следовали улучшение руководства ИТ-службой на уровне менеджеров и ведущих ИТ-специалистов и укрепление информационной безопасности. Эти отличия, по-видимому, можно объяснить разницей в рыночной ситуации на Западе и у нас, а также разным уровнем развития ИТ-служб и роли их руководителя на предприятии.

Ольга Шматалюк, директор по маркетингу российского представительства компании Market-Visio (эксклюзивного дистрибьютора продуктов и услуг компании Gartner на территории Финляндии, стран Балтии и России), подробно рассказала о возможных стратегиях взаимодействия предприятия с поставщиками ИТ-услуг. Моделей взаимодействия тут может быть множество — не менее восьми. Диапазон вариантов отношений простирается от полной передачи сторонней компании обязанностей по предоставлению всего спектра ИТ-услуг до выделения ИТ-подразделения в дочернюю компанию или создания группой предприятий совместной фирмы, которая взяла бы на себя предоставление им ИТ-услуг. Однако каждое предприятие идет своим путем, и для него лучшей является та модель взаимодействия, которая тщательнее проработана на данном предприятии. В любом случае при выборе модели взаимодействия необходимо учитывать особенности бизнес-стратегии компании.

Большое внимание уделялось также ИТ-архитектуре предприятия. Как считает Gartner, одна из причин больших расходов на ИТ — построение архитектуры без учета перспектив ее дальнейшего развития. Между тем, ИТ-инфраструктура должна гибко подстраиваться под требования бизнеса. «В России кредит доверия бизнес-руководителей к ИТ еще не исчерпан», — считает Александр Мясников, глава представительства Market-Visio. Это обстоятельство позволяет рассчитывать на то, что ИТ могут занять достойное место, принося предприятиям реальную пользу. Планирование архитектуры, по мнению аналитиков Gartner, позволит устранить препятствия к ее развитию.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями