Отдавать в «чужие руки» можно не только ИТ-системы, но и основной бизнес
К 2010 году, по прогнозам Siemens Business Services, благодаря развитию аутсорсинга бизнес-процессов может воплотиться в жизнь концепция «коммунальных бизнес-услуг»

Компания Siemens Business Services провела в своей штаб-квартире в Мюнхене семинар, посвященный аутсорсингу. В нынешних непростых условиях это направление остается стабильно прибыльным для фирм, основной бизнес которых связан с предоставлением ИТ-услуг. Возможность снизить собственные затраты на поддержание информационной инфраструктуры и переложить на плечи профессионалов управление сложной неоднородной средой, объединяющей разнообразное оборудование и прикладные решения, привлекает сегодня предприятия разных отраслей и масштабов, равно как и госструктуры. Однако, по данным Gartner, среди приверженцев аутсорсинга не очень велика доля тех организаций, которые имеют продуманную стратегию взаимоотношений с поставщиком этого рода ИТ-услуг. Потребность в выработке такой стратегии будет расти, поскольку, как отметил в своем выступлении на семинаре директор по исследованиям Gartner Иан Марриот, одной их основных тенденций в развитии аутсорсинга является постепенный переход от простых контрактов на получение определенных услуг по поддержке ИТ-структуры к выстраиванию долгосрочных взаимоотношений между сервисной компанией и клиентом.

По версии Gartner, усиление роли ИТ в современном бизнесе влияет на изменение роли и задач аутсорсинга в ближайшие годы — от простого управления ИТ-инфраструктурой, оптимизации использования ИТ-ресурсов к повышению продуктивности бизнеса в целом и в конечном итоге к тому, чтобы обеспечивать реальное влияние ИТ на получение прибыли компанией. Кроме того, на Западе начинает активно развиваться новое направление аутсорсинга — аутсорсинг бизнес-процессов, когда третья сторона берет на себя ответственность за те или иные виды основной деятельности компании. Отсюда становятся понятны прогнозы Gartner, согласно которым в ближайшие пять лет 80% решений о передаче ИТ и бизнес-процессов в компании на аутсорсинг будут приниматься на уровне руководства компании или ключевых бизнес-подразделений.

Аутсорсинг бизнес-процессов и офшорный аутсорсинг — две основные тенденции, которые Gartner выделяет в развитии этой сферы ИТ-услуг в Европе. Первая к России имеет пока мало отношения — на отечественной почве не очень просто приживается серьезный ИТ-аутсорсинг, что уж говорить о передаче внешней фирме ведения основных дел. Тем не менее интересно присмотреться к опыту европейских компаний, которые все активнее осваивают аутсорсинг процессов, связанных с управлением персоналом (администрирование, набор новых сотрудников, обучение), аутсорсинг общих административных задач, финансовой деятельности, логистики, взаимодействия с клиентами и даже таких базовых процессов, как исследования/разработка, контрактное производство, проектирование новых изделий. Поскольку аутсорсинг бизнес-процессов начали развивать те же сервис-провайдеры, которые имеют уже значительный опыт в ИТ-аутсорсинге, эти бизнес-процессы, как правило, связаны с интенсивной нагрузкой на ИТ-инфраструктуру. По словам Марриота, активность в области аутсорсинга бизнес-процессов сильно разнится в зависимости от региона Европы. Очевидными лидерами являются Великобритания, Ирландия и Нидерланды, большой потенциал демонстрируют Скандинавские страны, определенные сложности, связанные с законодательными ограничениями, испытывают Франция и Германия, заметно активизируются страны Центральной и Восточной Европы. В перспективе же Gartner предсказывает, что в области бизнес-процессов появится нечто подобное on-demand computing. Если уже сейчас технологии делают реальностью предоставление услуг в области информационных технологий по требованию в мировом масштабе, то к 2010 году, благодаря развитию аутсорсинга бизнес-процессов, может воплотиться в жизнь концепция «коммунальных бизнес-услуг», когда многие организации смогут пользоваться бизнес-сервисами ограниченного числа специализированных компаний.

Познакомив аудиторию с основными тенденциями аутсорсингового бизнеса, SBS дополнила картину примерами из собственной практики в этой области. Естественно, компания осуществляет полный ИТ-аутсорсинг подразделений «большой» Siemens, но это составляет лишь четвертую часть бизнеса SBS по аутсорсингу в целом. В Европе SBS по услугам, связанным с управлением ИТ, занимает третье место после IBM и EDS. В 2002 финансовом году прибыль компании, полученная от аутсорсинговых проектов, составила 2,6 млрд. евро, причем пока львиную долю (90%) составляет традиционный аутсорсинг центров данных, настольных систем (компания контролирует по всему миру свыше 1,3 млн. ПК), управления локальными и глобальными сетями и центров обработки вызовов.

На аутсорсинг бизнес-процессов приходятся оставшиеся 10%, но это направление SBS считает очень перспективным. Компания практикует разные формы аутсорсинга — от поддержки определенных частей ИТ-инфраструктуры (так называемый «выборочный» аутсорсинг) до управления всей информационной средой клиента, вплоть до взятия на себя ответственности за ее оптимизацию и развитие.