Рынок услуг связи вырос, остальным обещают «просвет» в третьем квартале
В целом отрицательное воздействие вируса атипичной пневмонии на бизнес носит ограниченный характер. Однако в отдельных областях, особенно в Пекине, ущерб был весьма существенным

По истечении первых ста дней с того момента, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) вынесла первое официальное предупреждение об угрозе эпидемии атипичной пневмонии, компании, работающие в Китае, начали подсчитывать реальные убытки от распространения этого заболевания. На ИТ-компаниях, представленных в регионе Юго-Восточной Азии, случившаяся напасть могла отразиться весьма сурово. В мрачных прогнозах аналитиков звучали предупреждения о возникновении серьезных сбоев в работе цепочек поставок оборудования и падении продаж в Китае. Реальность оказалась сложнее, и помимо отрицательной в ней обнаружились и другие составляющие.

По предварительным оценкам, некоторые компании, работающие в Китае, серьезно пострадали от эпидемии. В то же время другие, включая целый ряд провайдеров связи, напротив, утверждают, что с началом эпидемии спрос на предоставляемые ими услуги (постоянное высокоскоростное подключение к Internet) заметно вырос.

У операторов стационарных телефонных сетей наблюдалось увеличение как числа подписчиков, так и трафика. В апреле и мае заметно вырос спрос на услуги широкополосного подключения к Internet. В целом же телекоммуникационный рынок Китая возвращается к своему привычному состоянию постоянного роста, однако последствия распространения вируса атипичной пневмонии будут ощущаться еще в течение достаточно долгого времени, особенно в части спроса на услуги высокоскоростной связи. «С точки зрения высокоскоростного доступа интересно будет оценить ситуацию несколько месяцев спустя, — подчеркнул Дин. — Ведь пользователи, которые имеют хоть какой-то опыт подключения к выделенной линии, вряд ли захотят вернуться к коммутируемому доступу».

Из-за атипичной пневмонии терпят убытки производители сотовых телефонов. Представители Motorola и Nokia уже объявили, что во втором квартале объем продаж их продукции в Китае снизился, а руководство Motorola не исключает, что сокращение сбыта последует также и в третьем, и в четвертом квартале текущего года. Возможно, временный спад все же в какой-то степени будет скомпенсирован результатами третьего квартала, но далеко не все убытки удастся покрыть. «Безусловно, некоторые регионы на ближайшее время для товаропроизводителей потеряны, и даже удачный сбыт в третьем квартале не сможет исправить общего положения», — отметил Дин.

Продажи ПК в Китае из-за эпидемии также сократились. «Во втором квартале сбыт ПК по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 6%, — сообщила руководитель подразделения IDC по исследованию сбыта персональных систем в Азиатско-Тихоокеанском регионе Китти Фок. — Впервые за последние годы на китайском рынке ПК наблюдается спад. Последние месяцы действительно выдались в этом году очень тяжелыми».

Впрочем, для производителей ПК есть основания надеяться на лучшее. Несмотря на снижение поставок ПК, по словам Фок, спрос на них в Китае в целом не изменился. Иными словами, пользователи не отказались от покупки новых компьютеров, а лишь отложили их до лучших времен, планируя вскоре наверстать упущенное. В третьем квартале здесь ожидается заметное увеличение продаж.