«Рексофт» продала свою старую разработку
Александр Егоров: «?Рексофт? закончил рискованный проект»

Компания «Рексофт» подписала договор о стратегическом партнерстве с подразделением американского концерна SoftBrands, занимающимся разработкой и продвижением программных продуктов для гостиничного бизнеса, — SoftBrands Hospitality (по собственным данным SoftBrands, она занимает четвертое место на рынке гостиничных систем). Американская сторона получила право собственности на разработанную «Рексофтом» восемь лет назад систему управления отелем. «Для ?Рексофта? закончился очень сложный и рискованный инвестиционный проект», — с облегчением отметил генеральный директор компании Александр Егоров.

Из российских программных продуктов на мировом рынке пользуются популярностью в основном игровые программы или узкоспециализированные системы таких компаний, как ABBYY и «Лаборатория Касперского». Однако ни одна отечественная система поддержки бизнеса, по словам Егорова, до сих пор не вышла на международную арену, поэтому данная сделка в определенном смысле — знаковое событие для российской ИТ-отрасли.

Информационная система, известная на европейском рынке в разные периоды времени как Edelweiss, Winnlodge или Medallion, а в СНГ — как «Эдельвейс», была разработана для молодежной гостиницы в Швейцарии. После внедрения в 1996 году стало ясно, что ПО придется дорабатывать, что и было сделано довольно успешно: сегодня его используют более 400 отелей из разных стран, и самая большая доля — 35% всех установок системы — приходится на швейцарский рынок.

Пик продаж в Европе пришелся на 1999 год, когда было заключено дистрибьюторское соглашение с компанией Eltrax и продано около 100 лицензий, но для дальнейшего продвижения системы на международный рынок требовались огромные инвестиции в развитие сбытовых каналов. Поэтому «Рексофт» решила искать стратегического партнера. Осенью 2000 года направление гостиничных систем Eltrax приобрел концерн AremisSoft, из которого позднее (в 2002) году выделилась компания SoftBrands. Таким образом, в одном канале распространения оказались конкурирующие системы управления гостиничным хозяйством: Medallion и собственная автоматизированная система управления отелем SoftBrands — PORTfolio. Через некоторое время стало ясно, что клиентам больше нравится российский продукт, и началась подготовка к его приобретению.

SoftBrands развивается в первую очередь за счет приобретения успешных компаний или программных продуктов, и, по словам Егорова, первоначально высказывались намерения купить «Рексофт», но в итоге ограничились приобретением ПО.

Помимо нескольких миллионов долларов за полную передачу прав на программный продукт, по условиям сделки «Рексофт» в течение трех лет будет получать отчисления, зависящие от объемов продаж на мировом рынке, что может увеличить конечную сумму контракта примерно на 15%.

Теперь продукт под маркой Medallion получит доступ к огромным рынкам США и Китая, сейчас как раз решается весьма непростая задача локализации системы для китайского рынка. Изначально предполагалось перенести поддержку продукта в один из центров разработки SoftBrands в Индии или Китае, но потом компании пришли к решению, что «Рексофт» будет по-прежнему поддерживать и обновлять систему, а также выступать ее дистрибьютором на рынке стран СНГ.

Чтобы вывести систему на российский рынок, опять потребовалась существенная доработка, так как в отличие от западных систем управления, концентрирующихся на результате и качестве предоставления услуг, российские системы фокусируются на контроле за персоналом и предоставлении разнообразных отчетов. Поэтому помимо автоматизации бронирования номеров, оформления гостей с учетом их предпочтений и планирования загрузки отеля, для отечественных гостиниц немаловажной функцией было предоставление данных для формирования бухгалтерской, управленческой и статистической отчетности.

Как локализованный продукт, предназначенный для гостиниц среднего класса, система «Эдельвейс» появилась на российском рынке в 2000 году, на сегодняшний день выполнено 25 инсталляций в отелях, пансионатах и санаториях, а также семь установок для студентов вузов, обучающихся гостиничному делу. Последнее внедрение системы проведено в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга в отеле «Гельвеция», принадлежащем швейцарскому центру. Поскольку продукт успел завоевать определенные позиции на рынке, на ближайшие несколько лет решено сохранить название торговой марки «Эдельвейс».

До сделки с SoftBrands Hospitality у «Рексофта» уже был опыт продажи созданного и «раскрученного» продукта с Internet-магазином «Озон», а также доли в бизнесе платежной системы Assist. Теперь в недрах компании зреет продукт по поддержке управления предприятием, в отношении будущего которого Егоров не исключил, что его судьба может развиваться по аналогичному сценарию.

Помимо продажи программного обеспечения стратегическому партнеру и агентской модели его продвижения, «Рексофт» использует и более затратную, но эффективную форму завоевания международных рынков — открытие представительств: в этом году открывается шведское представительство компании, затем американское, а на 2004 год намечено открытие швейцарского представительства.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями