Проблемы внедрения информационных систем на промышленных предприятиях
Олег Власов считает, что решать проблемы автоматизации надо на самом высоком уровне

«Эффективность планирования и управления предприятием — залог рыночного выживания», — считают в российской Торгово-промышленной палате. Поэтому состоявшееся 23 мая заседание Подкомитета по информационным технологиям Комитета по промышленному развитию и высоким технологиям ТПП было посвящено проблемам внедрения информационных систем на промышленные предприятия. Эти проблемы известны уже давно: во-первых, недостаточное финансирование, во-вторых, неумение выбрать и установить систему, в третьих, недопонимание важности ИТ руководством предприятий.

Открыл заседание Олег Власов, председатель комитета по информационным технологиям и телекоммуникациям Союзной общественной палаты (международной организации, занимающейся российско-белорусскими интеграционными процессами). Он сообщил, что комитет ведет активную деятельность, направленную на «популяризацию» ИТ — в частности, ежегодно вручается премия «Интеллект» в области информационных технологий по различным номинациям. Кроме того, комитет занимается формированием единой базы информационных продуктов, которая призвана облегчить руководителям предприятий выбор правильного ПО.

Сами же руководители сетуют на незрелость российского рынка автоматизации. Со средствами нет проблем только в компаниях, деятельность которых напрямую связана с информационными технологиями. В промышленности же очень часто встречается непонимание между ИТ-департаментом и руководством предприятия.

Причину этого руководитель департамента промышленной автоматизации Sterling Group Юрий Симаков видит в отсутствии общепринятых методик оценки эффективности проектов по внедрению информационных систем. Поэтому руководителей можно понять — никому не хочется вкладывать деньги, если нельзя оценить результат. Директор Центра корпоративных решений «Парус» Виктор Комар отметил, что российские руководители предприятий год от года становятся грамотнее. По его мнению, развитие шло в три этапа: на первом директора предприятий пытались решить все возникающие с автоматизацией проблемы исключительно своими силами. На втором, когда стало ясно, что автоматизацию лучше доверить профессионалам, стал вопрос выбора оных — как правило, предпочтение отдавалось компании наиболее крупной и авторитетной, которая, по мнению заказчика, «умела делать все». Сейчас же наступил третий этап, когда руководители осознали свои потребности и начали выбирать поставщиков не по масштабу их деятельности, а по степени соответствия их решений своим задачам.

Не лучше обстоят дела и с автоматизацией государственного сектора. Как сообщил директор проекта Центра компетенции по электронному правительству при Американской торговой палате Владимир Дрожжинов, в области ИТ бизнес значительно опережает госорганы. Госслужащие даже не воспринимают определение «бизнес-процессы» применительно к их деятельности, поэтому автоматизировать эти процессы весьма нелегко. Залогом успеха любого бизнеса являются близость к клиенту, уникальность продукции и совершенство внутреннего управления. Государство уже обладает первыми двумя, поэтому модернизация управления является ближайшей задачей.