Компания активизирует свои усилия на рынке малого и среднего бизнеса
Борис Мартынов: «Масштаб решения должен быть адекватен размеру заказчика»

Что такое рынок ИТ-решений для среднего и малого бизнеса (SMB)? Какие задачи актуальны для предприятий подобного типа и какие ИТ-решения будут востребованы в ближайшее время на данном сегменте рынка? Ответ на эти и многие другие вопросы попытались дать участники круглого стола, посвященного технологиям IBM для малого и среднего бизнеса. Правда, за неимением большого отечественного опыта, выводы, главным образом, делались исходя из наблюдений за европейским рынком. Как отметил Борис Мартынов, коммерческий директор IBM EE/A, «пока нельзя сказать, что российский SMB-рынок повернулся лицом к IBM и одна из причин этого — его отсутствие в данный момент».

Участники круглого стола сошлись во мнении, что в России пока лучше делить рынок на корпоративный и некорпоративный, а отсюда уже следует исходить при выборе адекватных ИТ-решений. Однако, если малый и средний бизнес хочет развиваться или включиться в состав большой корпорации, он должен общаться с ней на одном языке. Кроме этого, Сеть оказывает влияние на бизнес — в ряде случаев для выживания предприятия требуется уже ежедневная реакция на изменяющиеся условия, да еще в обстановке неопределенности спроса, которая является сегодня основной проблемой быстрорастущих компаний. Вместе с тем взросление бизнеса означает повышение его сложности (диверсификация, конкуренция, рост штатов и оборотов) и вызывает соответствующий прессинг на ИТ-инфраструктуру.

По исследованиям Ассоциации менеджеров, в настоящее время общая характеристика отечественной экономики состоит в том, что от экстенсивной эксплуатации финансовых потоков бизнес переходит к интенсивной экспансии на рынке. Кроме того, все отрасли начинают ощущать давление со стороны зарубежных конкурентов.

По мнению Мартынова, бума на российском рынке не наблюдается — есть медленный подъем. Несмотря на многочисленные декларации, промышленность крайне медленно встает на ноги, особенно предприятия, работающие на внутренний рынок. В настоящее время лишь около 30% предприятий бывшего СССР загружены на 100%. Даже регулярно публикуемые официальные сводки выглядят достаточно скромно.

Тем не менее SMB-рынок формируется, а составляющие его предприятия требуют разных стратегий развертывания ИТ-конфигураций. Некоторые из участников дискуссии полагали, что существуют готовые решения, которые достаточно только настроить. Другие считали, что требуются собственные разработки. Истина, как всегда лежит посередине — для SMB-рынка уже имеются все необходимые решения, нужны сервисные компании, способные подобрать и настроить инфраструктуру на конкретный бизнес.

В чем же общая специфика решений, востребованных на рынке SMB? Необходимо, чтобы стоимость лицензий и услуг были одинаковы, а внедрение решения не занимало более трех месяцев. Как показывает опыт, в корпоративном секторе внедрение ERP-систем обычно укладывается в рамки бюджета, однако сроки выполнения 30-50% проектов оказываются превышены. Для специалистов малых и средних предприятий время на освоение ИТ-решений должно быть минимальным, а процесс настройки на специфику конкретного бизнеса максимально простым и наглядным. Вполне естественно, что от внедряемых на рынке SMB-систем требуется, чтобы они сразу решали конкретные бизнес-задачи: повышение эффективности и прибыльности, оптимизация, улучшение отношений с клиентами и др. Специалистов SMB-предприятий обычно не интересуют технические и функциональные преимущества конкретного сервера или ПО — важна вертикальная специализация и послепродажная поддержка.

Большие надежды руководство московского представительства IBM возлагает на квалифицированных консультантов, влившихся в состав местной команды после приобретения PricewaterhouseCoopers. Это важно еще и потому, что на SMB-рынке велика стоимость ошибки — на предприятиях с численностью сотрудников до 500 человек наибольшее влияние на выбор ИТ-решения оказывает мнение коллег из родственных предприятий, а не рекомендации аналитиков или приверженность конкретному производителю.


Немного об SMB-рынке

По мнению аналитиков, объем ИТ-решений для малого и среднего бизнеса стремительно растет и во всем мире оценивается сегодня в 300 млрд. долл. Для IBM рынок SMB — это компании с количеством сотрудников менее 1 тыс. человек, а таких во всем мире более 100 млн. Этот рынок очень изменчив — ежегодно только в США образуется около 800 тыс. подобных компаний, а 650 тыс. покидают бизнес, реорганизуются или увеличиваются в «размерах». В Европе имеется 20,5 млн. предприятий сферы SMB, в которых работают 122 млн. человек. При этом штат 8,7 млн. компаний составляет менее 100 сотрудников, однако темпы роста бизнеса этих компаний гораздо выше, чем у корпораций. Немаловажно, что более 50% всего ИТ-бюджета региона EMEA приходится именно на компании малого и среднего бизнеса. Аналитики Gartner Dataquest уверены, что в течение ближайших 5 лет SMB-рынок будет самым быстрорастущим, несмотря на то, что компании, работающие на этом рынке, до сих пор с опаской смотрели на необходимость инвестиций в ИТ.

По данным Gartner, SMB-рынок региона EMEA имеет следующую структуру: компании численностью 10-100 человек имеют суммарный объем ИТ-бюджетов 54 млрд. долл.; 100-500 — 26 млрд.; 500-1000 — 16 млрд.; компании численностью более 1000 человек имеют суммарный ИТ-бюджет 20 млрд. долл. Первой группе для формирования своего ИТ-ландшафта нужны ПК, ноутбуки, немного Intel-серверов и простые решения; второй необходимо то же самое, но приложения должны быть уже посерьезнее; третьей группе требуются серверы транзакций и приложения класса SCM, CRM и ERP; более крупным компаниям нужен полный спектр решений уровня предприятия, включая стратегический аутсорсинг. К 2004 году более половины SMB-компаний будут тратить около 15% своего ИТ-бюджета на беспроводные решения и решения по управлению данными, а к 2005 году 57% ИТ-бюджета уйдет на услуги. В отличие от Запада, в России не принято говорить, сколько бизнес готов потратить на ИТ. Реально, по мнению участников круглого стола, — это крохи, в среднем — меньше процента от бюджета, однако имеются предприятия, которые выделяют на ИТ до 5%.