Большинство компаний начинают крупномасштабные проекты по разработке ИТ-системы с оценки ее рентабельности, определения источников финансирования и написания рабочего плана.
Барт Перкинс —в прошлом директор информационной службы компании Dole Food. С ним можно связаться по адресу: BartPerkins@ LeveragePartners.com

Повсеместно признано, что без этих составляющих формулы успеха любой проект, скорее всего, будет обречен на провал.

Однако исследования показывают, что, даже несмотря на благоприятные перспективы и хорошо проведенные подготовительные мероприятия, лишь небольшая часть крупных проектов реализуется на все 100%. Ежегодно на неудавшиеся ИТ-проекты расходуется примерно 75 млрд. долл., при этом главными причинами провалов, согласно Gartner, следует считать слабый менеджмент и просчеты в методологии. В обзоре KPMG приводятся данные о том, что в 2002 году более половины из 134 транснациональных компаний вынуждены были свернуть разработку ИТ-проектов. В среднем каждый нереализованный проект обошелся компании в 8 млн. долл., которые фактически были выброшены на ветер.

Компании обычно сильно недооценивают еще один фактор, имеющий принципиальное значение: успешное осуществление проекта в большой мере зависит от производителей ИТ. Неудачи в его реализации связаны с тем, что взаимодействие с производителями плохо скоординировано или же вообще отсутствует.

В разработке каждого крупномасштабного проекта компании из списка Fortune 500 непосредственно задействовано в среднем от 15 до 20 производителей. В их число входят разработчики аппаратного обеспечения, пакетов программных средств, ПО промежуточного слоя и служб системной интеграции. От правильного выбора производителей и эффективного взаимодействия с ними зависит успех всего проекта.

Не забывая о хорошо известных принципах работы с производителями, не упускайте из виду следующее.

  • Сохраняйте инфраструктуру, сложившуюся в компании. С большими проектами обычно связано внедрение новых технологий. Когда вы переходите на новый пакет программ, вы можете даже не подозревать, что это выльется в замену и другого ПО. Например, компания, использующая в работе базу данных Oracle, после покупки программного пакета может обнаружить, что он работает значительно лучше на базе данных SQL Server, чем на Oracle. Помните также и том, что многие производители для успешного внедрения своих технологий стремятся изменить архитектуру вашей системы. Убедитесь, что все технические требования производителей на аппаратные и программные средства соответствуют спецификациям вашей системы.
  • Побольше узнайте о вашем производителе. Внимательно отнеситесь к таким вопросам, как направление деятельности, основные источники финансовых поступлений и перечень предоставляемых услуг. Если производитель предусматривает систему скидок и льгот, детально ознакомьтесь с ней. Определите также, на какой основе вы можете построить взаимовыгодное сотрудничество.
  • Как можно раньше привлекайте ключевых производителей к участию в проекте. Стремитесь к тому, чтобы производители не только отвечали бы каждый за свою подсистему, но и были включены в общий процесс работы над проектом. Их участие желательно уже на этапе планирования проекта для того, чтобы заранее согласовать и отразить в рабочем плане и графике совместные действия. Регулярно устраивайте встречи с ключевыми производителями по обсуждению промежуточных результатов разработки проекта.
  • Выработайте критерии эффективного выполнения проекта. Производитель может успешно справиться с работой на "своем участке" и все же неблагоприятно повлиять на ход развития проекта в целом, если он отказывается предоставить всю необходимую информацию или в полной мере сотрудничать с другими производителями, участвующими в проекте. В договоре (помимо выполнения конкретного узла или подсистемы) должна оцениваться степень участия производителя в реализации всего проекта (подобно тому, как премии сотрудников обычно зависят от двух факторов - личного вклада и успеха компании в целом).
  • Боритесь со стереотипами. Вы должны быть готовы к тому, что сотрудники компании выразят негативное отношение по поводу предоставления информации производителю, а производители, участвующие в проекте, не захотят открывать необходимую информацию друг другу. Определите уровень открытости на начальном этапе работы над проектом и согласуйте его с производителем.
  • Перепроверьте общую стоимость приобретения и эксплуатации продукта. На покупку пакета ПО обычно приходится лишь 10-20% общей стоимости проекта по разработке системы, которая в свою очередь составляет небольшой процент общих затрат на эксплуатацию и поддержку системы в течение ее жизненного цикла. Не забудьте включить в стоимость оплату услуг всех производителей.

Не может не вызывать тревогу большое количество неудач при разработке крупных проектов. Приведенные рекомендации по работе с производителями помогут свести к минимуму распространенные ошибки. Сделайте их неотъемлемой частью процесса разработки для того, чтобы проект оказался успешным и ваши деньги не пропали даром.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями