Обнаружение незаконных проникновений на территорию аэропорта через тепловизор

На диспетчерской вышке Международного аэропорта им. Логана в Бостоне установлен гигантский компьютерный монитор, на котором раскинувшееся внизу покрытие предстает в изображении тепловизора. В воспроизведении прибора оно выглядит серым, а струи раскаленного воздуха, создаваемые двигателями пассажирских самолетов, которые медленно двигаются к терминалам, прочерчивают на нем ярко-белые пунктирные линии. Оператор при помощи джойстика управляет камерой, наблюдая за береговой линией на границе аэропорта, с тем чтобы зарегистрировать появление на ней «непрошенных гостей».

В отличие от людей, обеспечивающих охрану периметра аэропорта, система не знает усталости, работает днем и ночью, в дождь и ветер. Инфракрасная камера не «боится» слепящего света, не устает и не болеет

Тепловизор и управляющее им программное обеспечение работают здесь в рамках новой программы испытаний, задачей которой является поиск технологии, способной более надежно защитить периметр аэропорта за счет автоматического обнаружения проникновений извне. Об этом сообщил Деннис Трис, директор по вопросам корпоративной безопасности государственного агентства Massachusetts Port Authority (Massport), осуществляющего руководство рядом аэропортов и морских портов штата.

Два из четырех самолетов, использованных в терростических актах 11 сентября 2001 года, поднялись в воздух из аэропорта им. Логана. После этого в аэропорту был предпринят целый ряд инициатив, направленных на повышение защиты. Вскоре за аэропортом закрепилась слава прогрессивного предприятия, одним из первых осваивающего новые технологии. Помимо системы сканирования багажа, передаваемого по конвейеру, здесь была установлена система подтверждения подлинности документов людей, нанимающихся на работу в аэропорт, а также проведено тестирование нескольких биометрических систем.

Разработанное компанией VistaScape программное обеспечение, служащее для интеграции физических устройств, выполняющих функции контроля и защиты SDMS (Security Data Management System), положено в основу новой системы наблюдения за периметром аэропорта им. Логана. Оно работает вместе с инфракрасными камерами компании Flir Systems. ПО выполняет анализ постоянно поступающего потока видеоизображений с камер, установленных на диспетчерской вышке.

Алгоритмы, реализованные в ПО, позволяют выявить движения аномального характера или неизвестные объекты. Соответствующие изображения воспроизводятся в графическом режиме на стандартном ПК под управлением ОС Windows. Это служит предупреждением для персонала аэропорта, сообщая о возможном незаконном проникновении на территорию.

Принципы IDS (Intrusion Detection System, системы обнаружения проникновения) применяются для контроля за объектами реального мира. Вместо того чтобы отслеживать события только по периметру сети, программное обеспечение отвечает за мониторинг 76-метровой «закрытой зоны» и 153-метровой «защищенной зоны» за границами территории аэропорта им. Логана. (Такие нормативы установлены законодательством США.)

Система игнорирует «вторжения» волн, птиц или аэропланов, контролируя пересечение границ аэропорта неизвестными или подозрительными лицами. Помимо прочего, задачей системы является отделение потенциальных злоумышленников от рыбаков, занимающихся отловом ракообразных во время отлива.

В тестовом режиме программное обеспечение SDMS управляет данными, поступающими только от одной инфракрасной камеры, покрывающей лишь часть периметра аэропорта. Полномасштабное внедрение предполагает использование нескольких десятков камер, установленных в основных точках поля и обеспечивающих круговой охват периметра аэропорта.

Каждая камера выявляет и отслеживает одновременные перемещения до 50 потенциальных злоумышленников, которые видны как белые следовые линии на статичном изображении, полученном со спутника, площадей аэропорта. Эта информация может быть передана служащим мобильных частей полиции штата, снабженным беспроводными устройствами PDA. ПО не только идентифицирует возможную угрозу, но и позволяет определить, кто именно и где нарушил границу аэропорта.