Но как оценить эффективность их «употребления»?
Сергей Македонский дает советы по правильному внедрению

О том, как правильно выбрать и внедрить ERP, сказано немало — к услугам заказчиков масса методик и профессиональных консультантов, которые обещают подобрать почти идеальный вариант. А вот проверить их обещания значительно сложнее — для этого необходимо знать и применять способы оценки эффективности работы (то есть соответствие получаемых преимуществ с заявленными продавцом) ERP после внедрения. О том, как лучше проверить правильность своего выбора, специалисты пытались выяснить на семинаре «Эффективность использования ERP-систем: оценки, методики, опыт», состоявшемся 22 апреля в Торгово-промышленной палате РФ.

Семинар был задуман как дискуссия всех заинтересованных сторон (производителей, потребителей и профессиональных консультантов). Однако представители предприятий, использующих ERP (поскольку семинар был организован корпорацией «Галактика», то с докладами выступили только пользователи одноименной системы), не смогли дать однозначный ответ, как и по каким критериям они оценивают эффективность работы своей КИС. Пришлось довольствоваться лишь общими фразами о том, что «процессы оптимизировались», «работа ускорилась», а «информационное пространство стало единым». Но о том, окупились ли затраченные средства этими преимуществами, пользователи сказать затруднились.

Экспертов на семинаре представляла компания Market-Visio. Ее директор Сергей Македонский в качестве методик расчета окупаемости призвал пользоваться как количественными показателями (ROI и TCO), так и качественными, такими как, например, «соответствие стратегическим целям основного бизнеса». Сам процесс внедрения тоже можно классифицировать по степени сложности и подходу. Последний, по мнению специалистов Market-Visio, может быть двух видов: модульный и так называемый «подход большого взрыва», когда все компоненты системы устанавливаются одновременно.

В зависимости от этих показателей определяется скорость внедрения и степень риска — самым рискованным является единовременная установка. Также от способа внедрения зависит и TCO — при работе с одним поставщиком он будет наименьшим, но при этом будет высокой зависимость от поставщика и, следовательно, низкая степень гибкости системы.

В Market-Visio полагают, что правильно внедренная ERP-система позволяет снизить ТСО на 30% и на столько же поднять ROI.

По данным компании за 2002 год, ИТ-бюджеты российских предприятий растут медленно, но неуклонно. Так, если средний размер соответствующих трат в прошлом году составлял 180,6 тыс. долл. на компанию, то в этом он уже на 10,8% больше (200, 2 тыс. долл.), а в следующем должен вырасти до 223,1 тыс. долл.

Однако при этом 41,4% всех денег было потрачено на аппаратное обеспечение, 19,5% — на ПО, ИТ-персонал «съел» еще 18,8%, а на внешних подрядчиков пришлось всего 9,1%. Как заявил Македонский, такая картина свидетельствует о большом потенциале российского рынка, который еще не насытился даже необходимым простым оборудованием, не говоря уже о сложных технологичных решениях, коими являются ERP.

Картина затрат на ERP по отраслям в 2001 году выглядела так: большую часть ИТ-бюджета (около 28%) на КИС тратили ИТ-компании, на втором месте (20,7%) — предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, на третьем (16,4 %) — поставщики телекоммуникационных услуг.